Все о тюнинге авто

Обслуживание велосипеда. Как производить полный ремонт и обслуживание велосипеда Инструменты для ремонта и расходные материалы

Простой, на первый взгляд, велосипед скрывает большое количество взаимосвязанных механизмов. Исправность каждого из них гарантирует комфортные и безопасные поездки, а сам двухколесный конь используется как полноценный транспорт.

Для поддержки отличного состояния необходимо периодическое обслуживание велосипеда. Как часто нужно проводить мероприятия по чистке, переборке и ремонту, зависит от многих факторов. В их числе особенности модели, качество комплектующих, продолжительность поездок и стиль катания.

Простой способ устранять неисправности, своевременно менять детали и расходные материалы – обращаться в квалифицированную мастерскую. В некоторых случаях это единственный вариант привести велик в готовое состояние. Однако большинство работ по обслуживанию велосипеда можно выполнять самостоятельно. Потратив время, владелец байка получит бесценный опыт и сэкономит немалую сумму.

Общие правила по уходу за велосипедом

Купленный в магазине новый велосипед начинает потихоньку «привыкать» к своему новому хозяину: притираются подвижные узлы и крепчают неподвижные. Большую роль в качестве работы всех деталей и стыков играет смазка. Со временем она вбирает в себя частички металлической стружки и грязи. Когда вместимость смазывающего состава превышает допустимую, он утрачивает свои свойства и начинает работать во вред механизмам. Как следствие, повышенный износ.

Первое и самое важное правило при – содержать его в чистоте и уделять большое внимание смазке трущихся механизмов. Системный подход к поддержанию велика в рабочем состоянии, это:

  • своевременная и тщательная мойка;
  • очистка от пыли чувствительных деталей – втулок, кареточного узла, переключателей;
  • удаление отработанной смазки и пятен;
  • обработка специальными смазывающими составами;
  • своевременное удаление очагов коррозии;
  • обеспечение геометрической целостности конструкции – тщательное закручивание всех болтовых соединений.

Очень важно правильно хранить велосипед. В несезонное время байк простаивает без дела, и его состояние будет напрямую зависеть от окружающих условий. Не рекомендуется держать на балконе в холодное время года и во влажных помещениях. Вокруг велосипеда должно быть чисто, также неплохо обеспечить ему небольшое пространство. Если оптимальные условия хранения создать не получается, можно разобрать его и поместить в герметичный чехол.

Негативно на состояние рамы, колес и механизмов влияет падение велосипеда. Конечно, при активных катаниях это неизбежно, да и дома он может случайно завалиться на бок или вовсе упасть со стены. Тем не менее, «полеты» лучше свести к минимуму, обращаться с байком аккуратнее и выбирать более безопасные места для езды.

Собственно, все перечисленное – общее обслуживание велосипеда. Это позволяет увеличить срок службы всех деталей и сохранить приличный внешний вид. Но со временем придется углубиться в детали устройства велосипеда и поглубже.

Инструменты для ремонта и расходные материалы

Проводить работы по переборке и ремонту своими руками невозможно без набора инструментов. Условно их можно поделить на обязательные и специальные. Первые так или иначе понадобятся для всех видов ремонтных работ.

Базовые инструменты для обслуживания:

  • гаечные ключи разных размеров + подвижный разводной ключ;
  • шестигранники (подобрать соответствующие размеры);
  • плоская и крестовая (понадобится чаще) отвертки;
  • плоскогубцы для «грубых» работ;
  • лопатки для разбортировки колеса;
  • тонкие спицы;
  • хомуты;
  • насос;
  • шинно-ремонтный комплект.

Ремонтный чемоданчик велосипедиста

Дополнительный инструментарий необходим для профессионального ремонта механизмов. Например, переборку каретки или системы трансмиссионных звезд не получится осуществить только с помощью отвертки или обычного ключа.

В комплект профессиональных средств по ремонту велосипеда входят:

  • съемники шатунной пары и каретки;
  • кассетный съемник с хлыстом;
  • кривошипный съемник;
  • выжимной ключ для цепи;
  • ключ для регулировки натяжения спиц;
  • ножницы для обрезки тросов;
  • ремкомплект для прокачки гидравлических тормозов;
  • цепомойка;
  • дозиметр масла (для специальных деталей) и мерный стакан.


Так выглядит приспособление для снятия кассеты

Инструмент приобретается раз и навсегда, он помогает улучшить техническое состояние отдельно взятого механизма. Расходные материалы играют роль в поддержании механизма в процессе эксплуатации, при этом сами приходят в негодность. В число расходников для велосипеда входят:

  • различные виды смазок: водо- и грязеотталкивающие для цепи и звезд, для амортизационной вилки, загущенные составы для подшипников;
  • чистящие средства;
  • тормозная жидкость (для гидравлики);
  • герметики;
  • петух;
  • тормозные колодки;
  • тросики и пружинки.

Своевременное обновление расходных материалов вместе с использованием правильных инструментов гарантирует 100% исправное состояние механизмов.

Обслуживание рамы, колес и подвески

Начинаем техобслуживание отдельных неподвижных частей велосипеда. Рама – основной компонент, без которого велика не существует в принципе. Каркас воспринимает на себя все усилия и от человека, и от всех закрепленных на нем составных частей.

Со временем в трубах и на стыках накапливается усталость, которая вынуждает раму искажать форму. Стоит отметить, что заметно это только после очень долгой эксплуатации велосипеда. Условия, провоцирующие искажение рамы: езда в непредназначенных условиях, частые падения велосипеда, несоответствие грузоподъемности весу велосипедиста.

Рама уязвима и к появлению коррозии. Сколы и порезы на краске вызывают интенсивное окисление металла. Чтобы предотвратить развитие ржавчины, необходимо часто проводить осмотр рамы, устранять очаги коррозии специальными составами и при необходимости загрунтовать и покрасить проблемный участок.

Серьезные повреждения (трещины и разломы) отремонтировать своими руками не получится, здесь стоит обратиться к мастеру.

Колеса склонны к деформациям. Изгибы обода делают движение некомфортным и ухудшают состояние колеса. или «яйцо» можно с помощью изменения натяжения спиц при помощи .

Избежать искривления колес можно путем поддержания оптимального давления в шинах. Камеры и покрышки должны быть без порезов и проколов, а ниппель – герметично держать воздух внутри шины. Если прокол застал в пути, нужно воспользоваться ремкомплектом – специальными латками для заклеивания дырок.


Лопатки для разбортировки колеса

Требует тщательного ухода и центральная часть колеса – втулка. Особенности обслуживания втулок:

  • не мыть под сильным напором воды;
  • периодически протирать от пыли и наносить чистую смазку;
  • при проворачивании колеса открыть, заменить подшипники и смазать внутренние полости.

Обслуживание передней вилки включает в себя периодическую замену смазки, очистку ног от пыли и налета, своевременную замену уплотнительных деталей. В некоторых случаях, когда мягкость амортизатора не регулируется, требуется замена пружины и (или) демпфера. Поддерживать амортизацию горного велосипеда в рабочем состоянии крайне важно, так как она играет ключевую роль в комфортности передвижения и состоянии рамы.

Некоторые велосипеды, кроме амортизационной вилки, имеют задний гаситель колебаний. Требования по уходу за ним аналогичны, разве что чаще придется протирать пыльники от грязи.

Переборка рулевой колонки, тормозной системы и трансмиссии

Переходим к элементам велосипеда, которые обеспечивают четкость управления, движение и остановку.

Рулевая колонка

На велосипедах представлены два типа колонок – интегрированные с пром-подшипниками и полуинтегрированные с шариками.


Подшипниковый узел рулевой полуинтегрированной колонки

В обслуживание рулевой с пром-подшипниками входит только своевременная смазка. С полуинтегрированными колонками все сложнее: со временем нагрузки внутри нее перераспределяются, в результате чего шарики рассыпаются. Как следствие, проворот руля или его затрудненный ход. Ремонт рулевой с насыпными шариками включает в себя их замену и тщательную смазку. Также не лишним будет проверять колонку на наличие грязи. Работы обязательно поводить перед каждым сезоном или по необходимости.

Тормозная система

Поддержка тормозов в рабочем состоянии – залог безопасности. Проверка системы должна проводиться как можно чаще, в среднем – два раза в неделю. Проверяем:

  • изношенность колодок;
  • состояние тормозной поверхности;
  • целостность и натяжение тросиков;
  • смазку подвижных узлов калипера и ручки;
  • линию на воздух (для тормозов с гидравликой).

Для эффективного торможения важно правильно выставить колодки: зазор должен быть минимальным, но не затормаживать колесо. Разумеется, на самом ободе не должно быть искривлений. Поверхность (обод или диск) необходимо начисто протирать и не допускать замасливания или загрязнения.


Отрегулированный зазор на заднем дисковом тормозе

От натяжения и общего состояния тросов зависит точность и скорость торможения. Оптимальное натяжение – колодки мгновенно прилегают и отскакивают при нажатии/отпускании ручки. Большое значение имеет хорошее состояние рубашки – без трещин на оболочке и растяжек обмотки.

Для гидравлических тормозов необходимо поддерживать рабочее состояние линии. Причина плохой работы кроется в наличии воздуха или в загрязнении жидкости. Прокачка системы проводится с помощью специального инструмента раз в сезон. Жидкость должна соответствовать предписаниям производителя.

Переборка трансмиссии:

  • проверка и замена подшипников в каретке, смазка узла;
  • осмотр целостности шатунов;
  • чистка и ;
  • проверка и замена звезд на кассете;
  • настройка переключателей.

Демонтировать каретку и шатуны можно только при помощи специальных съемников. Особое внимание уделяется состоянию шатунной пары (не должно быть трещин) и состоянию подшипников внутри каретки. Ключевую роль играет обильная смазка специальным составом.

Чистить и смазывать цепь необходимо для снижения износа дорогих компонентов трансмиссии – кассет. можно вручную при наличии замка или с помощью выжимки. Обслуживать трансмиссионный механизм нужно по мере необходимости, однако не лишним будет периодически протирать поверхность звезд и цепи от пыли.


Выжимной ключ для цепи с винтом

Изношенные звезды на кассетах можно заменять по отдельности. Чтобы освободить ось заднего колеса от системы, понадобится специальный ключ-съемник с цепным хлыстом для удерживания.

Обслуживание велосипеда – поддержание его в чистоте, смазка механизмов, замена изношенных деталей и расходных материалов – неотъемлемая часть жизни велосипедиста. Своевременное исправление всех недочетов, аккуратное обращение и предусмотрительность позволяет получить от велосипеда максимум и наслаждаться катаниями многие-многие сезоны.

Велосипед, как и любое другое техническое средство, требует регулярного обслуживания. Качественное обслуживание велосипеда позволяет продлить срок службы деталей и узлов, а так же выявить скрытые неисправности и заменить изношенные детали. Кроме обслуживания необходимо производить и настройку некоторых узлов велосипеда. Ненастроенные узлы доставляют неудобство при езде и, что важнее, быстро выходят из строя.

Обслуживание велосипеда

Если Вы редко используете велосипед и не отъезжаете на нем далеко от дома, то производить его обслуживание и ремонт можно по мере выявления неисправностей. Но если Вы принимаете участие в длительных велопоходах, занимаетесь велотуризмом и просто не расстаетесь со своим байком, то регулярное техническое обслуживание просто необходимо.

Периодически необходимо проводить частичное и полное обслуживание велосипеда. Частичное обслуживание подразумевает очистку и смазку легкодоступных элементов, которые быстрее всего загрязняются (тормоза , переключатели , цепь). Очистить и смазать такие элементы достаточно просто и разбирать ничего не надо. Частичное обслуживание совершается по мере загрязнения открытых элементов и узлов. Полное же обслуживание необходимо проводить хотя бы один раз за сезон. При полном техническом обслуживании необходим полный разбор велосипеда, смазка и настройка всех элементов. Полный разбор нужен для того, чтобы добраться до закрытых деталей, таких как - рулевая колонка , каретка и втулки .

Настройка и регулировка велосипеда

Стоит отметить, что для исправной работы велосипеда недостаточно одного обслуживания, необходимо так же настраивать отдельные его части - тормоза, переключатели и т.д. Эксплуатация не отрегулированного велосипеда способствует быстрому выходу из строя его узлов. Кроме того плохо настроенный велосипед представляет большую опасность здоровью и жизни его владельца. Например, плохо настроенные тормоза могут не сработать в экстренной ситуации.

Стоит иметь в виду, что для манипуляций с велосипедом, недостаточно иметь обычных инструментов. Существует множество специальных велосипедных инструментов и приспособлений для обслуживания. Ознакомиться с перечнем Вы можете в нашей статье - инструменты для самостоятельного ремонта велосипеда .

На нашем сайте Вы найдете массу информации по обслуживанию своими руками, настройке и регулировки всех типов велосипедов, в том числе скоростных горных и спортивных шоссейных, независимо от установленного оборудования будь то Shimano, Sram или дешевые обвесы. Раздел сайта, на котором вы сейчас находитесь, посвящен именно этой теме. Осуществлять навигацию по разделы можно с помощью левого меню.

Наша веломастерская в Москве предоставляет качественные услуги по ремонту велосипедов. Команда профессионалов выполняет тщательный и качественный ремонт любого уровня сложности.
  1. Мы производим сезонное ТО велосипедов. В сезонное ТО входят следующие работы: разборка чистка и смазка всех механизмов (задняя втулка, передняя втулка, каретка, рулевая колонка) сборка и регулировка. Замена расходных материалов: скоростные и тормозные тросы, исправление «восьмерок».
  2. Производится обслуживание вилок: гидравлических и пневматических (разборка, чистка, замена масла, сальников, демпферов, и т. д).
  3. Производится ремонт гидравлических тормозов. Полный цикл регламентных работ для восстановления их работоспособности.
  4. Производим правку дропаутов, и вилок.
  5. Производим регулировку переключения передач с электронным управлением.
  6. Ремонтируем втулки любой сложности, производим замену подшипников.
  7. Также производим и все остальные работы по ремонту велотехники: (разбираем все виды кассет, нарезаем резьбу в кареточном узле, сборка и переспицовка колёс любой сложности.)
  8. Производим установку любых велоаксессуаров.

* Велоремонт выполняется при наличии запчастей на складе.

** На гарантийный ремонт и бесплатное техническое обслуживание (распространяется на велосипеды дороже 5000 руб. в течении 90 дней с момента покупки) велосипеды принимаются по будням.

Цены на сайте указаны без учета скидки! Скидка действует на ремонтные работы, кроме сезонного хранения и установки аксессуаров!

Установка аксессуаров

1 Установка быстросъемных пластиковых крыльев(комплект) 250р.
2 Установка пластиковых крыльев(комплект) 400р.
3 Установка стальных крыльев 850р.
4 Установка флягодержателя 100р.
5 Установка зеркала 250р.
6 Установка фонаря 100р.
7 Установка велосумки 100р.
8 Установка защиты заднего переключателя 350р.
9 Установка велокомпьютера 450р.
10 Установка детского кресла 700р.
11 Установка детских дополнительных колесиков 600р.
12 Установка багажника консольного (за подседельный штырь) 350р.
13 Установка багажника 500р.
14 Установка сборного багажника 700р.
15 Установка пег (за 2шт.) 350р.
16 Установка или замена седла 350р.
17 Замена грипсов 300р.
18 Установка рогов на руль 350р.
19 Установка насоса 100р.
20 Установка подножки 300р.
21 Установка корзины 600р.
1 Замена спиц (1 шт) 50р.
2 Исправление восьмерок на одном колесе (осевое биение) 350р.
3 Исправление элепса + восьмерки 850р.
4 Исправление бокового удара 950р.
5 Сборка колеса с натяжкой спиц 26 950р.
6 Сборка колеса с натяжкой спиц 20 1200р.
7 Сборка колеса при замене: обода, втулки, спиц 26 950р.
8 Сборка колеса на втулках с дисковым тормозом 950р.
9 Сборка колеса при замене: обода, втулки или спиц 20 1200р.
10 Подбор спиц под обод и втулку 100р.
11 Исправление зонта + восьмерка 600р.
1 Перебор втулки переднего колеса + смазка 600р.
2 Перебор втулки заднего колеса + смазка 700р.
3 Регулировка втулки (задней или передней) 300р.
4 Съем, установка трещотки, кассеты 350р.
5 Ремонт барабана трещотки или кассеты 700р.
6 Съем, установка трещетки (фривил) на BMX 500р.
1 Установка картриджа 250р.
2 Установка каретки (насыпной) 500р.
3 Регулировка каретки 250р.
4 Замена картриджа 700р.
5 Переборка каретки 700р.
6 Перебор насыпной каретки 700р.
7 Замена каретки 700р.
8 Протяжка шатунов (2 шт) 100р.
9 Замена шатунов (без регулировки переключения) 350р.
10 Установка шатунов (без регулировки) от 350р.
11 Установка "успокоителя цепи" на каретку от 950р.
12 Установка "рокринг" 500р.
13 Установка или замена ведущих шестеренок 500р.
14 Замена картриджа (каретки) со съемом и установкой шатунов 1200р.
15 Правка системы первой сложности 500р.
16 Правка системы второй сложности 600р.
17 Правка системы третьей сложности 700р.
18 Слесарные работы (снятие шатунов, снятие каретки) 950р.
1 Установка педалей 250р.
2 Замена педалей 350р.
3 Регулировка педалей (1 шт) 300р.
4 Перебрать на новую смазку обычную педаль (1 шт) 500р.
5 Перебрать на новую смазку контактную педаль (1 шт) 700р.
1 Поверхностная чистка цепи + кассеты+ ролики заднего переключателя 950р.
2 Замена цепи + укоротить или удлинить 350р.
3 Ремонт цепи (в зависимости от сложности) 350р.
4 Смазка цепи 50р.

Рулевая колонка

1 Замена или установка выноса руля 350р.
2 Регулировка рулевой колонки 250р.
3 Переборка рулевой колонки 850р.
4 Замена рулевой колонки (с выпресовкой и запресовкой чашек) 1200р.
5 Замена вилки (без замены рулевой колонки) + обрезание штока 950р.
6 Замена руля 350р.
8 запрессовка якоря 250р.
9 Запрессовка 2-х чашек рулевой колонки 600р.
10 Обрез вилки (по нужной высоте) 250р.
11 Замена вилки и рулевой колонки 1200р.
12 Прокачка гидравлического подседельного штыря с установкой гидролинии (Reverb) 1200р.
1 Регулировка тормозов (1 шт) v-brake 350р.
2 Регулировка тормоза диск. мех. (1 шт) или правка диска 350р.
3 Замена колодок с регулировкой (1 торм.) v-brake 600р.
4 Замена тормозных ручек (без регулировки) 500р.
5 Установка тормоза V-Brake (1 комп.) 600р.
6 Установка тормоза диск. механ. (1 комп.) с заменой троса 950р.
7 Установка комплекта тормозов V-brake (передний + задний + регулировка, без ручек) 1200р.
8 Замена тормоза диск. механ. 950р.
9 Установка тормоза дискового гидравлического (1 комп.) 1450р.
10 Правка диска/ротора 350р.
11 Замена колодок дискового тормоза 700р.
12 Съем/установка ротора 350р.

Переключатели

1 Замена переключателя заднего (правка петуха, обрез рубашек, регулировка) 950р.
2 Регулировка зад.переключателя (полный цикл) 500р.
3 Замена переключателя переднего 600р.
4 Установка манеток (ручек переключения скоростей) за 1 компл. 300р.
5 Регулировка переключателя переднего 350р.
6 Замена роликов заднего переключателя 350р.
7 Замена тросика или рубашки переключателя 300р.
8 Ремонт "петуха" заднего перключателя или замена 250р.
9 Правка переднего переключателя 350р.
10 Разборка/сборка тросика или рубашки 300р.

Тормоза "Magura", "Hayes"

1 Установка дисковых тормозов (за пару) 1900р.
2 Установка ободных тормозов (за пару) 1200р.
3 Замена гидролинии 350р.
4 Замена колодок (1 тормоз) 700р.
5 Прокачка (1 шт) (без стоимости масла) 850р.
6 Промывка калипера (1 шт) 600р.
7 Регулировка тормоза (1 шт) дискового 350р.
8 Замена поршней калипера или переборка 600р.
9 Замена поршня ручки 600р.
10 Замена прокачной крышки 100р.
1 Съем, установка покрышки с камерой или замена, 20", 26", 27,5", 29" 250р. 2 Накачка шин, велотрубок 50р. 3 Съем, установка покрышки с камерой или замена 20", 26" с установкой колеса 350р.

Амортизационные вилки

1 Перебор вилки, замена масла (J-TT, C, XC, J-1,2,3,4 Dart ) 2400р.
2 Перебор вилки, замена масла (Pilot, Duke, Psylo, Tora, Recon, Reba, Revelation, Pike, SID, race) 3600р.
3 Перебор вилки, замена масла (SID team, World Cup, Boxxer, Domain, Lyrik, Totem, Argyle) 3600р.
4 Пружинные, эластомерные вилки 1800р.

Дополнительно

1 Замена сальников 600р.
2 Замена направляющих колец 1200р.
3 Замена воздушной пружины 950р.
4 Замена пружины 500р.
5 Замена servis kit 350р.
6 Замена motion control 350р.
7 Замена штанов 700р.
8 Замена демпфера 950р.
9 Масло для вилок 1 гр. 1р.
1 Капитальный ремонт велосипеда договорная
2 Переброска оборудования с рамы на раму договорная
3 Диагностика велосипеда без ремонта 300р.
4 Обрез подседельного штыря 250р.
5 Обрез рогов 250р.
6 Обрез руля по нужной длине 250р.
7 Нарезка резьбы в раме (под каретку 1.37 36/24) 950р.
8 Нарезка резьбы на вилке 1,1 1/8,1 ¼ 600р.
9 Переборка воздушного заднего амортизатора + масло 2400р.
10 Перебор задней подвески (без съема перьев) 1200р.
11 Перебор задней подвески (со съемом перьев) 1800р.

Привет друзья.

Не секрет что велосипед, как любой механизм, для нормальной работы, требует периодического обслуживания.

Когда-то его обслуживание не представляло больших трудностей, с этим мог справиться любой, хоть немного разбирающийся в технике, мальчишка.

Да и обслуживать было особенно нечего: смазал цепь, напихал смазки в заднюю и переднюю оси, подтянул скрипящие болты, вот, в общем-то, и все.

Современный байк – совсем другое дело. В нем появилось столько новых деталей и узлов, что, можно сказать его изобрели заново.

Что же в теперешнем велосипеде требует обслуживания и с какой периодичностью оно должно проводится?

Об этом и поговорим в сегодняшней статье.

Для начала коротко расскажу о периодичности технического обслуживания.

Установить строгие рамки для проведения ТО будет сложно, ведь каждый из нас по-разному эксплуатирует железного коня, однако условно его можно разделить на контрольный осмотр, поточное обслуживание и сезонное обслуживание.

Контрольный осмотр подразумевает под собой проверку (осмотр) основных механизмов велосипеда перед выездом.

Что проверяем:

Визуально осматриваем покрышки на отсутствие повреждений, шишек, торчащего корда. Есть проблемы – заменяем.

Проверяем давление в шинах и при необходимости подкачиваем.

Зажав передний тормоз, покачаем рулем назад-вперед, при этом не должны ощущаться люфт и биения. Ощущаются – подтягиваем верхнее кольцо качения или крышку с якорем.

Зажав переднее колесо между ног, вращаем руль вправо-влево, он проворачиваться не должен. Проворачивается – подтягиваем затяжной болт или болты крепления выноса руля.

Тормозная система .

Поочередно отрываем колеса от земли и, слегка крутнув их, проверяем, не задевают ли тормозные колодки за обод (диск, покрышку). Задевают – регулируем болтами подтяжку колодок (предварительно убедившись, что колесо не имеет форму восьмерки или цифры 0).

При нажатии на тормозной рычаг (допускается его небольшой люфт) колесо должно надежно блокироваться, при отпускании разблокироваться (не заклинивать).

Тормозные колодки не должны быть изношены, а сам износ должен быть равномерным по всей поверхности. Толщина тормозных накладок для дисковых тормозов не должна быть менее 1 мм.

Цепь .

Приподнимаем заднее колесо и слегка вращаем педали, цепь не должна задевать щечки переднего переключателя скоростей, раму, шатуны, при переключении недопустимы скрежет и хрусты.

Если есть проблемы – ровняем (заменяем) переключатель (передний, задний), шатуны, смазываем цепь, винтами регулируем механизм переключения.

Установив цепь на большую переднюю звезду, оттягиваем ее вперед – звенья не должны оголять зубья больше чем наполовину. Иначе подтягиваем (укорачиваем) ее регулировочным винтом.

Поточное обслуживание проводится более детально, после, ориентировочно, каждой 500-2000 км пробега.

Что проверяем:

Резьбовые соединения .

Проверяем и подтягиваем все резьбовые соединения. Во время езды слышен посторонний шум – скорее всего где-то ослабло соединение и наша задача выявить такое место.

Каретка .

Вариант «убитой» каретки

Беремся за шатуны и стараемся покачать их вправо-влево, люфта быть не должно. Есть люфт: в разборной каретке – подтягиваем чашки, в неразборной – заменяем каретку.

В случае, когда болтаются сами шатуны на валу каретки, подтягиваем их крепления к валу, не помогает – заменяем шатуны или вал (скорее всего, разбиты шлицы).

Колесные втулки .

Удерживаем велосипед вертикально и пробуем покачать колеса вправо-влево, люфта быть не должно. Есть люфт – подтягиваем конусные гайки. Не помогает – возможно, развалились подшипники и пора их заменить.

Смазка цепи и очистка кассеты .

Однако замечу, что смазывать цепь нужно с умом. Слишком много смазки, в данном случае – хуже, чем совсем без нее.

Дело в том, что большое ее количество притягивает больше пыли, грязи и песка, а они, в свою очередь, сильнее изнашивают и цепь, и кассету, и другие сопутствующие механизмы (тормозные диски, систему переключения передач, и т.д.)

Потому смазываем только шарнирные соединения цепи. Т.е. те места, которые реально трутся друг о друга. Лишнюю смазку обязательно удаляем.

Кассету снимаем и хорошенько, щеткой, проходимся по всем «злачным» местам, особое внимание уделяя пауку (на котором закреплены звезды). После чего смазываем тонким слоем смазки и устанавливаем обратно.

Колеса.

Колеса – наверное, самые нагруженные части велосипеда.

С заводского конвейера они выходят идеально ровными и отцентроваными, с равномерно натянутыми спицами.

В процессе эксплуатации, натяжение спиц ослабевает, появляются биения, восьмерки и т.д. Кроме того от сильных ударов могут деформироваться оси втулок, что еще больше усложняет ситуацию.

Своевременная подтяжка спиц, регулярный осмотр ободов и втулок позволит заранее выявить возможную проблему и своевременно ее устранить.

Рама .

Рама – несущая часть велосипеда, потому ей регулярно приходится выдерживать большие нагрузки.

Перевозка грузов, удары при езде по бездорожью, агрессивный способ езды – все это укорачивает срок службы рамы, отчего на ней могут появиться трещины.

Чаще всего это точки соединения нижней трубы рамы с рулевым стаканом и точки крепления подвески, хотя тут все завистит от конструкции .

Если в результате осмотра мы выявили трещину в раме, то, как бы не было прискорбно, раму лучше заменить.

Если рама стальная можно попробовать заварить трещину сварочным аппаратом, но даже в этом случае уже стоит задуматься о приобретении новой.

Сварка алюминиевой или титановой рамы обойдется в приличную сумму, а карбоновую придется только менять.

Ездить с треснутой рамой – опасно для жизни. В любой момент она может лопнуть окончательно.

Седло и подседельный штырь .

«Убитая» подседельная труба

Кроме осмотра основных деталей велосипеда, планового осмотра требует также то место, с которым мы контактируем собственной пятой точкой.

Осматриваем седло на наличие порывов и расслаивания материала. Проблемные участки подклеиваем, подшиваем и т.д. Если проблемы с седлом более серьезные – заменяем его.

Подседельный штырь осматриваем на отсутствие изломов и трещин. Если при езде слышен скрип – извлекаем его (штырь) из подседельной трубы, смазываем часть, которая будет находиться в трубе и устанавливаем обратно.

Переключатели передач .

Проверка состояния переключателей передач сводится к их визуальному осмотру на отсутствие явных повреждений и проверка в движении на отсутствие лязганья и хрустов при переключении передач, а также их смазка.

Если появилось лязганье – скорее всего, нужно подтянуть тросик переключателя, если хруст – мы не правильно переключаемся или сбились регулировки переключателя.

О том, как правильно отрегулировать переключатели передач поделюсь в отдельной статье, потому рекомендую подписаться на обновления блога .

Тормозная система .

Проверку тормозных систем, как мы уже говорили выше, стоит проводить перед каждым выездом.

Если с тормозами проблем не возникает – это отлично, но, несмотря на это, время от времени нужно производить их чистку, замену износившихся колодок, подтяжку тросиков и общую регулировку тормозов.

Гидравлические тормоза необходимо хотя бы раз в сезон прокачивать для удаления возможных подсосов воздуха.

Манетки и тросики .

Хотя на эти механизмы в целом приходятся небольшие нагрузки, они также требуют чистки и смазки.

Манетки очищаем и смазываем, тросики и рубашки проверяем на отсутствие порывов, смазываем жидкой смазкой, стараясь, чтобы она (смазка) попала под рубашку.

Сезонное техобслуживание проводится два раза в год: при переходе на летний и зимний периоды эксплуатации.

Во время сезонного техобслуживания проводим все вышеописанные проверки, а также некоторые дополнительные.

Седло .

Для того чтобы оно прослужило дольше и не потеряло форму после воздействия влаги, хорошо его вытираем, удаляем грязь и сушим, после чего пропитываем специальным средством для защиты кожаных изделий.

Сушку проводим без прямого воздействия тепла (например, фена), иначе седло сморщится.

Подвеска .

Хотя элементы подвески и защищены от воздействия внешних факторов пыльниками, в осенне-зимний период им становится сложнее выполнять свою работу.

Всему виной повышенная влажность, грязь, соль которой посыпают дороги и другие внешние раздражители.

Постепенное проникновение этих раздражителей в смазку элементов подвески может вызвать (и вызывает) задир зеркальных поверхностей, а это в свою очередь плохо отражается на работе подвески.

Сезонная замена масла в передних и задних амортизаторах поможет подольше прослужить нашей подвеске.

Если велосипеда у Вас пока нет, но очень хочется, могу порекомендовать горные велосипеды в Санкт-Петербурге . Кроме того на этом ресурсе Вы найдете много сопутствующих велоаксессуаров по адекватным ценам.

К какому «виду» относитесь Вы? Предлагаю написать в комментариях под статьей.

А у меня сегодня все.

Удачных покатушек.

С уважением, Сергей Дроздов


P . S . Если у Вас появились вопросы после прочтения статьи, не стесняясь задавайте в комментариях.

P . P . S . С темами которые будут раскрыты в ближайшее время, Вы можете ознакомиться на .

Любое транспортное средство состоит из узлов и деталей, подверженных естественному износу в процессе эксплуатации. Велосипед не является исключением. Чем сложнее конструкция, тем больше внимания следует уделять уходу за двухколесной машиной. Грамотное и своевременное обслуживание велосипеда позволяет продлить срок службы и сократить расходы на ремонт. Еще важнее, что так повышается надежность техники и безопасность владельца.

Период времени, по истечении которого следует проводить техническое обслуживание велосипеда, варьируется в зависимости от сложности конструкции и условий эксплуатации. Если, по примеру автомобилей, отталкиваться от пробега, то он колеблется в пределах от 500 - 1000км до 1500 - 2000км. В среднем, к примеру, обслуживание горного велосипеда, включающую в себя переборку всех узлов, рекомендуется производить по окончании каждого сезона.

Значительно сократить расходы на велоремонт, помимо ежегодной профилактики, поможет регулярный осмотр основных механизмов.

Текущий контроль

Несложную проверку технического состояния важнейших систем можно проводить самостоятельно, не затрачивая на это много времени. Если велосипед используется постоянно, то утром перед выездом, или вечером, после окончания поездок, желательно проверить следующие узлы:

Рулевую колонку - зафиксируйте переднее колесо тормозом, после чего покачивайте велосипед вперед-назад, держа ладонь на стыке чашки и крышки рулевой колонки. В этом месте люфт не должен ощущаться;

Кареточный узел - взявшись руками за шатуны, попытайтесь покачать механизм. Люфт не должен ощущаться ни в одном из соединений;

Втулки колес - удерживая велосипед в вертикальном положении, попытайтесь покачать колеса, взявшись за покрышку. Люфт не должен ощущаться;

Тормозная система - поочередно поднимите колеса и проверьте, не задевают ли за покрышку (обод, тормозной диск) колодки. Также обратите внимание на люфт в тормозных рычагах - он может присутствовать, но не должен быть сильно большим. Убедитесь, что износ колодок не превышает установленных пределов: для ободных систем - должны наблюдаться поперечные долы, толщина накладок для дисковых тормозов - не менее 1мм;

Цепь - при контроле она должна находиться на большой ведущей звездочке. Попробуйте оттянуть цепь вперед насколько возможно. Звенья не должны сходить с зубьев больше, чем наполовину.

Если при осмотре обнаружатся отклонения от нормы (люфты, повышенный износ и т.п.) необходимо немедленно устранить проблему самостоятельно или обратиться в мастерскую, где качественно осуществляют ремонт велосипедов.

Регулярное обслуживание

Увеличить срок службы узлов и деталей, подверженных естественному износу, позволит регулярное техническое обслуживание велосипеда. В его рамках выполняются следующие работы:

Проверка давления в шинах - сниженное давление приводит к ускоренному износу шин, повышенному сопротивлению качению, а также возрастает риск повреждения обода при езде по неровным поверхностям;

Контроль геометрии обода - в случае, если при вращении колеса заметны колебания боковой поверхности обода (не шины!), превышающие 0,5 - 2,5мм, следует обратиться в мастерскую, где выполнят подтяжку спиц для устранения дефекта. Биение обода приводит к нарушениям в работе тормозов и ускоренному износу втулки колеса;

Проверка резьбовых соединений - очищайте их от попадающей грязи, проверяйте, не ослабли ли гайки;

Амортизаторы - очищайте пыльники от попадающей на них грязи и лишней смазки. В масляных амортизаторах следует производить замену рабочей жидкости в среднем раз в два года. При интенсивной эксплуатации - раз в год;

Цепь - очищайте и смазывайте звенья в процессе эксплуатации. Своевременно производите замену цепи - ее ресурс (в зависимости от типа велосипеда и его уровня) находится в пределах от 700 до 2 000км. Поездки с растянутой цепью приводят к ускоренному износу звездочек (особенно ведомого блока), что оборачивается дорогостоящим ремонтом.

Консервация - по окончании сезона очистите все поверхности узлов и деталей велосипеда от загрязнений, смажьте цепь, понизьте давление в шинах до 1 атм. Раму можно покрыть средством для защиты лакокрасочных поверхностей. Хранить велосипед лучше в подвешенном состоянии.