Все о тюнинге авто

Русский штыковой бой. Штык массового поражения - ncright. Штыковые атаки с улыбкой

Глава двенадцатая


ШТЫКОВОЙ БОЙ


А. ЗАДАЧИ ШТЫКОВОГО БОЯ


Штыковой бой - основная часть рукопашного боя. Обучение штыковому бою и тренировка проводятся на учебных винтовках с боевым штыком.

Основная задача штыкового боя - обучить наиболее целесообраз-ным приемам наступления и обороны, т. е. «уметь в любой момент и из разных положений быстро наносить противнику уколы и удары, отбивать оружие противника и немедленно отвечать атакой. Уметь своевременно и тактически целесообразно применять тот или иной прием боя» (НПРБ-38).

Штыковой бой прививает бойцу ценнейшие навыки и качества, ловкость, быстроту реакции, спокойствие и выдержку, смелость, решительность и пр.


ТЕХНИКА И ТАКТИКА ШТЫКОВОГО БОЯ

I. ПОЛОЖЕНИЕ «К БОЮ»


Положение «к бою» является наиболее удобным положением для наступательных и оборонительных действий с винтовкой.

Из положения «смирно», по команде «к бою», винтовка выбрасы-вается штыком вперед и подхватывается левой рукой чуть выше ниж-него ложевого кольца, а правой за шейку приклада. Одновременно делается шаг вперед любой ногой. Затем, боец принимает следующее положение: ноги незначительно согнуты; тяжесть тела преимуще-ственно на впереди стоящей ноге; пятка сзади стоящей ноги отделена от земли; корпус незначительно наклонен вперед, винтовка несколько отведена влево, приклад прижат к предплечью, штык на высоте шеи и против своего левого плеча; левая рука слегка согнута и локоть ее опущен книзу; предплечье правой руки касается правой щеки приклада, локоть «пу-щен вниз. Прием выполняется слитно, быстро, в один темп (рис. 229, 230). Для возвращения в положение «смирно» подается команда «к ноге». Положение «к бою» может приниматься и в движении (на шагу или на бегу). Для возвра-щения в исходное положение во время движения подается команда «в руку».


II. УКОЛЫ В ШТЫКОВОМ БОЕ


Укол - главный способ нападения в штыковом бою. Имеются три вида уколов: 1) основной, 2) короткий и 3) длинный. В зависимости от обстановки применяется тот или иной укол.

Требования к бойцу при выполнении уколов: 1) меткость; 2) бы-строта; 3) внезапность (выбор момента); 4) сила, необходимая для по-ражения цели; 5) сохранение боеспособности после поражения цели.

Каждое из этих требований - необходимое условие для успеха атаки и уколов в рукопашной схватке. Тотчас после нанесения укола производится выдергивание штыка, принимается положение «к бою» и продолжается движение вперед или в сторону ближайшего про-тивника.

Основной укол


Наносится со средней дистанции и применяется в атаке с действием и без действия на оружие противника, а также после взятой защиты и при повторной атаке.

По команде «коли» винтовка посылается обеими руками вперед, острием штыка в цель. Одновременно с этим, резко подавая туловище вперед, делается полный выпад вперед сзади стоящей ногой и нано-сится укол на 1/3 длины штыка с последующим выдергиванием штыка (рис. 231). Момент нанесения укола совпадает с постановкой на землю ноги, производящей выпад. При выполнении основного укола левая рука по винтовке не передвигается. Пальцы сжимают винтовку в мо-мент укола, при этом левая рука направляет штык в цель, а правая с силой посылает винтовку вперед. Выпад может производиться с пра-вой или левой ноги. При выпаде голень ноги, на которую произво-дят выпад, резко выбрасывается вперед и ступня ставится на каблук, а затем на весь след; другая нога выпрямляется и в момент выпада опирается на переднюю часть стопы. Корпус наклонен вперед в направлении оставшейся сзади ноги. Выдергивание штыка производится в плоскости укола; руки до отказу оттягиваются назад (рис. 232).

Весь прием выполняется слитно, как одно целостное движение.

В практике встречается следующая разновидность укола: в момент выпада и движения тела вперед винтовка незначительно оттягивается назад (производится небольшой замах). В остальном прием выпол-няется так же, как и в первом случае (рис. 233).

Уход после основного укола производится так: после выдерги-вания штыка боец принимает положение «к бою» и начинает движение вперед, вправо или влево от чучела, в зависимости от места препода-вателя. Первый шаг делается сзади стоящей ногой. Корпус выпрям-ляется в конце первого шага (рис. 234).



Короткий укол


Применяется при столкновении с противником на близком рас-стоянии (в лесу, в окопе, в помещении, в помощь товарищу). Из положения «к бою», по команде «коротким коли», быстрым движением оттянуть винтовку назад, прижав предплечье левой руки к туловищу. Правая рука слегка согнута, приклад опущен, штык направлен в цель, корпус стремится вперед (замах) (рис. 235). Быстрым движением вин товка посылается вперед - снизу-вверх в цель, производится энер-гичный укол (рис. 236). Затем, без остановки, штык выдергивается до положения замаха, принимается положение «к бою» и продолжается движение вперед (уход).






Длинный укол


Применяется в тех случаях, когда нет возможности поразить про-тивника другим способом, как то: в окопах, на дереве, на уход про-тивника (как повторный укол) и т. д. Выполняется с выпадом и без выпада. С выпадом: из положения «к бою» по команде «длинным коли» выпад производится так же, как и в основном уколе, правая рука посылает винтовку по ладони левой выпрямленной руки до положе-ния, когда магазинная коробка окажется на ладони левой руки и обе выпрямленные руки окажутся на уровне подбородка (рис. 237). Без выпада: руки производят то же движение, что и с выпадом. Корпус стремится вперед за вытянутыми руками, благодаря чему тяжесть тела переходит больше на стоящую впереди ногу.


III. УДАРЫ ПО ОРУЖИЮ И «ОТБИВЫ» В ШТЫКОВОМ БОЕ


Удар является наступательным действием, имеющим целью вы-нести оружие противника из угрожающего положения и тем самым «открыть» его. «Отбив» - защитное действие от атаки противника. После отбива и удара немедленно следует атака на противника уко-лом, ударом приклада, ногой и пр. Удар (отбив) должен быть сильным, коротким («сухим»). Он наносится дульной частью винтовки по ору-жию противника и производится одними руками, без поворота кор-пуса. Сила удара (отбива) достигается резким разгибательным или сгибательным движением левой (преимущественно) руки. В момент удара по оружию противника движение резко останавливается за счет сжимания пальцами винтовки. Удары по оружию и отбивы из-учаются с тренировочной палкой, которой преподаватель наносит условные уколы в ученика.

Владение тренировочной палкой требует четкости, расторопности, подвижности и технически верного выполнения его обучающим. От правильного и своевременного «укола» палкой зависит техника выпол-нения того или иного приема занимающимся.

Руководитель, проводящий занятия, должен: 1) быстро, решительно и метко нападать, подавая для отбива или удара палку; 2) своевре-менно обезопасить себя от штыка или приклада быстрым уходом в сто-рону или назад; 3) своевременно дать шар или палку для удара.


Удар (отбив) вправо - основной укол


Удар по оружию вправо производится: в наступательных дей-ствиях - с целью отбить оружие противника вправо (от себя), открыть противника и немедленно поразить его уколом; в оборонитель-ных действиях - с целью отбить направляемый в верхнюю часть ту-ловища штык противника и поразить его последующим уколом.




Из положения «к бою» - резким разгибательным движением ле-вой руки вправо и незначительно вперед боец отбивает дульной частью винтовки оружие противника (рис. 238), поражает основным уколом цель и выдергивает штык, затем принимает положение «к бою» и продолжает движение. Удар производится без какого-либо предварительного замаха и без участия корпуса. В момент удара пальцы рук сильно сжимаются, резко останавливая движение винтовки на ли-нии правого плеча (рис. 239).

Подача палки производится следующим образом. Исходное поло-жение: пбучяюший становится непосоедствсшю у чучела, имея пос-леднее справа от себя; левая нога впереди на полшага сзади передней рамы чучела; палка дер-жится правой рукой над-хватом, левой подхва-том, шаром вперед; шар лежит на земле.



Укол палкой: при приближении бойца на дистанцию основного укола, делая с правой ноги шаг вперед, послать палку вперед к правому плечу бойца правой ру-кой до полного ее вы-прямления. Левая рука отпускает палку. Полу-чив удар по палке, не-медленно сделать левой ногой шаг вперед - влево с одновременным полуоборотом направо (к цели) и приставлением правой ноги к левой, с таким расче-том, чтобы обезопасить себя от укола бойцом (при сильном отбиве вправо) и одновременно иметь возможность наблюдать за выполне-нием приема. При групповом обучении способ подачи палки следует изучить по отдельным элементам, потом все слитно (рис. 240).


Отбив вниз направо-укол


Отбив вниз направо применяется в случаях, когда противник колет в нижнюю часть туловища и вправо от винтовки бойца. Из положения «к бою» полукруговым движением левой рукой вниз - вправо нано-сится дульной частью винтовки резкий (сухой) удар по оружию про-тивника. После отбива левая рука остается полусогнутой, а локоть правой свободно опущен вниз. Штык на высоте колена, приклад на высоте середины плеча (рис. 241), магазинная коробка обращена вправо. Для нанесения укола направляющая, левая, рука посылает штык самым кратчайшим путем вперед винтообразно, и наносится ос-новной укол с последующим уходом.

Подача палки такая же, что и для отбива вправо, только укол производится в правое бедро.



Отбив (удар) влево-укол


В наступательных действиях «удар по оружию влево» производится с целью сбить оружие противника влево (от себя) и немедленно пора-зить его уколом, а в оборонительных отбросить направленный в верх-нюю левую часть туловища штык противника и поразить его уколом.

Резким движением левой руки влево и несколько вперед (левый локоть опущен вниз) с одновременным поворотом винтовки влево (магазинной коробкой вправо) нанести дульной частью винтовки ко-роткий, резкий удар по оружию противника (рис. 242) и немедленно произвести укол.

Подача палки: обучающий становится так же, как при отбиве вправо, только находясь с правой стороны чучела. Укол произво-дится в левое плечо (рис. 242).


Отбив влево-удар прикладом сбоку


Удары прикладом следует применять только на ближней дистанции. Тактический смысл заключается в том, чтобы отбить атаку, про-изведенную противником в верхнюю левую часть туловища (рис. 243), быстрым сближением ликвидировать возможность повторной атаки (рис. 244) и ударом приклада сбоку в голову поразить противника (рис. 245).



После отбива влево (см. выше «Отбив влево») производится сближение с противником с таким расчетом, чтобы левая нога оказалась впереди, а тяжесть тела была больше на правой ноге (ноги полусогнуты). Корпус повернут полуоборотом вправо (замах). Рез-ким поворотом туловища влево - вперед с одновременным толч-ком правой ноги, согнутой под прямым углом, правой рукой нанести острым углом приклада удар в челюсть или в висок противника. Левая рука при этом рвет винтовку на себя, кисть на высоте пояса. Корпус слегка наклонен вперед. Чтобы не создавалось безопорного положения, правая нога приставляется на переднюю часть стопы впе-ред - вправо на линию левой ноги или незначительно вперед. После удара боец, описав левой рукой полукруговое движение вверх - вперед, принимает положение «к бою» и уходит (рис. 246). Сближение с противником может быть произведено двумя способами - шагом и подскоками.




1-й способ: исходное положение «к бою» левой или правой ногой впереди. Сделать левой ногой шаг вперед с пятки на весь след, быстро подтянуть правую ногу, поставив ее на" переднюю часть стопы. Тяжесть тела на обеих ногах. Ноги полусогнуты. Шаг делается быстро в один темп.

2-й способ: исходное положе-ние «к бою», левая нога впереди. Быстрым наклоном туловища вперед вывести тело из состоя-ния равновесия н, подава^я тя-жесть тела на левую ногу, сде-лать шаг правой ногой вперед и с однбвременным толчком левой ноги переставить ее вперед пе-ред правой ногой. Ноги полу-согнуты, ступни параллельны.

Подскок выполняется слитно в один счет.

Подача палки . Исходное поло-жение: палка находится у левого бока, правая рука держит ее над хватом за середину (конец палки направлен в левое плечо бойца). Левая рука у шара, тоже надхватом. Палка взята на себя. Укол (палкой) производится: с приближением бойца на дистан-цию основного укола обучающий делает выпад правой ногой вперед и колет в левое плечо. После отбива, освобождая хват левой рукой, дает возможность палкетвободно двигаться в сторону вправо, а другим концом вперед. Одновременно левая нога выставляется влево-назад, на нее переносится тяжесть тела, и правая нога свободно выставляется за левую ногу. В этот момент ухода шар подставляется на место, где должна быть голова. После удара передний конец палки опускается вниз, чтобы пропустить бойца.


Отбив вниз


Отбив вниз может быть применен, когда противник колет в ниж-нюю левую часть туловища.

Отбив вниз производится быстрым движением левой руки влево вниз и несколько вперед, с поворотом винтовки магазинной коробкой вправо. Дульной частью винтовки наносится короткий и резкий удар по оружию против-ника сверху вниз (рис. 247, 248) и сейчас же следует основной, короткий или длин-ный укол или с подскоком удар прикладом сбоку. «При отбиве предплечье правой руки лежит на прикладе. Винтовка посылается для удара по оружию противника по диагонали вниз - влево и несколько вперед, накрывая винтовку противника сверху и отбрасывая ее вниз и влево» (НПРБ-38).

Подача палки - такая же, что при отбиве влево. Укол произво-дится в левое бедро.





Отбив вниз - налево


Отбив вниз - налево применяется в случае, когда Противник атакует уколом в нижнюю часть тела, находясь слева. Быстрым пово-ротом всего тела налево, одновременно описав концом штыка полу-круг вниз - налево, сбить коротким и сильным ударом направленное сбоку - слева оружие противника (рис. 249, 250) и с выпадом нанести ему удар прикладом в лицо (рис. 251).

Подача палки : исходное положение то же, что для удара прикладом сбоку, только обучающий находится с левой стороны бойца. Укол производится в бедро.


Отбив «голову закрой»


Прием «голову закрой» применяется главным образом как защита от сабельных ударов кавалериста. Он может быть применен с ответ-ной атакой длинным уколом вверх. Конечное положение: винтовка над головой, магазинной коробкой вверх; руки полусогнуты, по-ложение винтовки наклонно над головой, штык ниже приклада и не-сколько впереди, пальцы направлены вдоль винтовки (рис. 252).




Удар прикладом вперед


Винтовка отводится штыком назад и вниз, магазинной коробкой полуоборотом влево - вверх. Левая рука почти выпрямлена, кисть пра-вой руки у левого соска груди. Локоть приподнят (замах). С шагом или выпадом вперед нанести затылком приклада удар в голову противника.

Подача палки : исходное положение то же, что в ударе прикладом сбоку, с той лишь разницей, что шар не подставляется вместо пред-полагающейся головы, а оттягивается назад в сторону.


Удар прикладом снизу.


Винтовка отводится прикладом вправо-назад и вниз, магазинной коробкой вперед. Левая рука на высоте правого плеча. Тяжесть тела передана на правую ногу. Корпус незначительно наклонен вперед (замах) (рис. 254). С шагом левой ноги вперед нанести удар острым углом приклада между ног противника (рис. 255).




Подача палки : исходное положение то же, что в ударе прикладом сбоку. В момент, когда бсец наносит удар прикладом сбоку, быстро опустить шар вниз и несколько назад.


Режущий удар слева направо

(После широкого отбива влево или удара прикладом сбоку)


С резким поворотом туловища послать винтовку слева направо горизонтально или по диагонали сверху-вниз. В конце движения обе руки делают оттяжку на себя, придавая этим удару; режу-щий характер (рис. 256).

Подача палки (без шара) такая же, что для удара прикладом сбоку (рис. 257).






Режущий удар справа налево (После отбива вправо)


После отбива послать винтовку справа налево и на себя, нанести режущий удар (рис. 258).

Подача палки (без шара). Исходное положение: палка держится левой рукой. С приближением бойца на дистанцию основного укола обучающий делает выпад правой ногой вперед и колет в правое плечо (рис. 259). После отбива, давая возможность палке свободно двигаться и подхватывая ее левой рукой подставляют другой конец палки для удара справа налево.

Недостатки четырёхгранного штыка стали понятны ещё в Первую мировую, но на переоснащение многомиллионной пехоты новыми вариантами штыка не было времени – надо было перевооружать авиацию, танковые войска, военно-морские силы.

Тем не менее, в 1944 году на вооружение поступает новый карабин со штыком иной конструкции. Штык прикреплялся к карабину под стволом и откидывался вперёд при необходимости. К слову такое крепление было потом на автомате Калашникова вплоть до 90-х годов XX века. Самозарядный карабин Симонова также снабжался таким же вариантом штыка, но после войны его сменил штык-нож.

Игольчатый четырёхгранный штык после Великой Отечественной войны очень долго хранился на складах неприкосновенного запаса (НЗ), вместе с «трёхлинейкой» и карабином Мосина различных модификаций.

Если же вернуться на поля сражений Великой Отечественной войны, то, как свидетельствуют немецкие архивы, в 80% случаев инициатива штыкового боя исходила от советских солдат.

Особенно охотно штыковая атака применялась при оборонительных боях в укреплениях или городах (Брестская крепость, Сталинград и так далее) – когда нет явной линии фронта, а артиллерия, авиация и танки ничего не решают или их применение может вызвать потери среди своих же. Стоит отметить, что в рукопашной схватке бойцы РККА умело применяли не только штык, но и сапёрную лопатку. Хорошо зарекомендовал себя штык и в атаке, при зачистке занятых противником окопов. Да и вид надвигающейся массы, поблёскивающей смертельной сталью, мог заставить обратиться в бегство солдат вермахта или союзников гитлеровской Германии.

Штыковой бой – это одна из разновидностей ближнего боя, в ходе которого штык используют как колюще-режущий предмет, а приклад – в качестве ударного предмета. В основу штыкового боя положены те же принципы, что и для фехтования.

С полной уверенностью можно говорить о том, что идея создания комбинированного оружия появилась очень давно . Но самой популярной его формой в итоге стала алебарда, сочетающая в себе такие виды оружия, как топор, копье и крюк. Однако наибольшее количество разработок комбинированного оружия приходится на период развития огнестрельного оружия.

Именно сложность и длительность перезарядки потребовали дополнительного оснащения. Во многих музеях мира сохранилось большое количество подобного оружия – это пистолет-шпага, пистолет-топор, пистолет-щит, ружье-трость, пистолет-нож, пистолет-чернильница, аркебуза-алебарда и многие другие. Тем не менее, сам штык появился гораздо позже.

По легендам, штык был изобретен в 17 веке во Франции, в городе Байон, отсюда и название – байонет . Первые экземпляры его были наконечниками пики с укороченным древком, который вставляли в дуло для ведения дальнейшего боя. Для того чтобы ввести это оружие для всей армии, было решено продемонстрировать его Людовику XIV. Однако несовершенная конструкция привела к тому, что король приказал запретить штыки как непрактичное оружие.

К счастью, на той же демонстрации присутствовал капитан с весьма известной фамилией д`Артаньян, который сумел переубедить Людовика. Так и появился на вооружении французской армии новый вид оружия. Затем его использование распространилось и на другие европейские государства. В 1689 году штык на вооружении военных появился в Австрии.

Вскоре было введено одно небольшое новшество – кроме обрезанной пики к стволу стали прицеплять и трубку. Так и появился вид оружия, который русские называют штыком. На протяжении весьма долгого периода времени это оружие применяли как средство защиты пехотинцев от кавалерии.

Но именно А.Суворов сделал штык средством атаки, подчеркивая его явные преимущества при ведении ближнего боя . Подобное решение было вызвано рядом объективных причин. Так, огнестрельное оружие, которое существовало в то время, было эффективно на расстоянии максимум в 70 шагов. Такое расстояние пехота могла преодолеть за 20 секунд, то есть ни один стрелок не смог бы сделать больше одного выстрела. А на перезарядку и вовсе уходило более полминуты.

Первоначально в штыковом бою было сравнительно мало приемов. Воины учились использовать штык, как против пехоты, так и против кавалерии, защищаться с его помощью от штыка, сабли или пики. Когда в армии использовались доспехи, проводилось обучение и приемам особо сильных ударов. При этом развитие штыкового боя шло параллельно развитию классического фехтования. А знаменитые учителя фехтования очень часто уделяли время и на изучение приемов использования штыка. Об этом свидетельствуют работы Н.Соколова и А.Вальвиля.

При этом следует отметить и тот факт, что техника использования штыка преднамеренно сохранялась предельно простой для обеспечения большей эффективности массового обучения солдат. Зачастую, ограничивались двумя-тремя основными приемами.
В русских войсках штык стал популярен во времена Александра Суворова . К обучению солдат он подходит гораздо более подробно. В его обращениях к простым солдатам можно найти не только основные принципы психологии боя, но и основы прикладной техники и даже инструкции по развитию и применению периферийного зрения.

Однако в начале прошлого века частота использования штыков резко снизилась. Причиной тому было появление большого количества стрелкового оружия, оборудованного магазинами для боеприпасов. А русско-японская война и вовсе доказала, что штыковой бой утратил свои позиции. Дело все заключалось в том, что хотя русские и побеждали японцев в ходе ближнего боя, но на исход войны большое влияние имело именно наличие огнестрельного оружия.

А Первая мировая война, которая началась вскоре после этого, окончательно доказала, что штыковой бой будет являться гарантией победы. И использовать его удавалось только в самом конце сражения, когда нужно было «добить» деморализованного врага.

Начиная с 20-х годов ХХ века и до сегодняшнего дня, штыковой бой является всего лишь одним из элементов рукопашного, а, кроме того, еще и хорошим методом физической и психологической закалки воинов. К тому же, штыковой бой был и, наверное, останется, самым реальным из всех видов рукопашного боя . Штыковые навыки усваиваются очень быстро, да и к тому же на их основе происходит дальнейшее обучение приемам ведения схватки с применением саперной лопатки, а также шлифуются броски и удары голыми руками.

В советские годы на некоторое время для штыкового боя сложились вполне благоприятные условия. Военные сами говорили о недостаточной подготовке солдат его приемам и ориентировались в основном на уставы иностранных государств. Однако, как бы ни хотелось учителям сократить объем обучения приемам штыкового боя до необходимого минимума, а без расширения индивидуальных боевых навыков обойтись не удалось.

Так, на Западе появился штыковой бой, основанный на …боксе . Его основатель, английский офицер Эбрей Ноббс, который активно занимался не только фехтованием, но и боксом, был весьма неординарной личностью. Этот стиль быстро приобрел большую популярность во всем мире. Позже фехтовальный аспект нашел свое выражение в спорте, а боксерский – в армии . Именно на основе этого стиля в армии стали развиваться приемы рукопашного боя с использованием подручных средств.

В 30-х годах ХХ века в СССР был изобретен и еще один вид штыкового боя – на лыжах , в основу которого была положена чукотская традиция, известная под названием «кэпутэн». На этом второй этап развития штыкового боя был завершен.
После Второй мировой войны развитие его практически прекратилось. Механизация армии, наличие автоматического оружия, а также сокращение срока службы солдат привели к тому, что углубленное изучение приемов штыкового боя стало неактуальным.

В военных структурах других государств штыковой бой по-прежнему остается одним из основных в процессе подготовки солдат . Однако даже сравнивать не имеет смысла. В этих государствах армия профессиональная, а за год службы не то что, штык, хотя бы оружие научились держать правильно.

До недавнего времени примером для других могла служить американская армия. Но на сегодняшний день военное ведомство США приняло решение о прекращении использования штыков. Первым шагом в реализации его станет отказ от обучения приемам штыковой схватки. И хотя штык является частью вооружения пехотинцев, он применяется все реже.

Последний раз этот вид оружия применялся еще в Ираке в 2004 году. А американское военное командование уверено, что штык больше не может являться эффективным оружием в условиях современной войны. Вместо этого американских солдат будут обучать приемам рукопашного боя с использованием подручных средств. Предусмотрено, что большое внимание будет уделено и соответствующей психологической подготовке (которая раньше, к слову сказать, проводилась в процессе обучения штыковому бою). Но каким образом она будет осуществляться – пока неизвестно.

Однако морские пехотинцы уже заявили о том, что, по крайней мере, в ближайшее время, отказываться от использования штыков не намерены . Такое решение объясняется очень просто – именно морским пехотинцам чаще всего приходится вступать в ближний бой с врагом. Так, например, было в Афганистане и, вполне возможно, в Ираке. Зачастую им приходится заниматься зачисткой территории и удержанием захваченной местности.

Между тем, другие государства пока не готовы отказаться от использования штыкового оружия. Приемы ведения штыкового боя являются обязательными для обучения солдат в Великобритании, Франции, Германии, Австралии, Индии, Китая . В России более-менее развито такое направление штыкового боя, как система ОРСС, в которой обучение происходит в спортивно-игровой форме в двух вариантах – упрощенный, в котором не используют никакого защитного снаряжения, а сам бой проводится на макетах, и усложненный – вместо штыка мяч, маски, нагрудники, защитные перчатки.

Проведение комплексной подготовки по штыковому бою дает возможность уверенно чувствовать себя в поединке, как с использованием оружия, так и без него. Наиболее полный курс подготовки приемам ведения штыкового боя используется в процессе подготовки спецназа.

Может быть, российскому военному командованию все-таки стоит пересмотреть свое отношение к штыковому бою? Может быть, стоит вернуть его в армию? Вспомните Чечню, где большинство боев велось в условиях ближнего боя, и подумайте, нужны ли будут солдатам навыки владения штыком в случае новой военной угрозы?

Азам штыковой атаки (и в принципе рукопашной схватки) русских солдат обучали еще со времен Суворова, утверждавшего, что «пуля – дура, а штык – молодец». Гитлеровцы смертельно боялись рукопашной с русскими – те шли на смерть с улыбкой, от которой у немцев кровь стыла в жилах.

Почему Суворов так сказал

Александр Васильевич в своем труде «Наука побеждать» призывал к энергономичному расходованию боезапаса: в те времена перезарядить дульнозарядное ружье для солдата было целой проблемой, поэтому легендарный русский полководец призывал пехотинцев стрелять метко, а в атаке как можно функциональнее использовать штык. Гладкоствольные ружья априори не были скорострельными, поэтому в бою штыковой атаке уделялось очень большое значение – русский гренадер в ходе подобного натиска штыком мог убить до четырех солдат неприятеля, тогда как сотни пуль, выпущенных пехотинцами, летели «в молоко».

Доблесть русского героя штыковой атаки оценил сам Наполеон

Русские оружейники никогда не делали массового стрелкового оружия без учета в его конструкции штыка. К примеру, в войне с французами игольчатый штык на русском ружье не раз помог нашим воинам в сражении с неприятелем.

Как писал дореволюционный историк А. И. Кобленц- Круз, гренадер Леонтий Коренной в 1813 году в сражении под Лейпцигом вступил с небольшим подразделением в неравный штыковой бой с французами. Его товарищи пали в бою, истекающий кровью Леонтий продолжал сражаться один. Сломал штык, бил прикладом. Раненный 18 раз, обессиленный Коренной упал среди убитых им французов.

В плену его вылечили. Пораженный доблестью русского гренадера Наполеон повелел освободить Коренного из плена.

Системность в организации рукопашной схватки

Как пишут отечественные военные историки, в Советской Армии важность обучения азам рукопашной схватки в РККА осознали после Финской кампании. Практически сразу после начала Великой Отечественной войны, невзирая на явные потери РККА в первые месяцы сражений, выяснилось, что в штыковых атаках красноармейцы чаще всего одерживали верх над солдатами вермахта.

Генерал-лейтенантом А. А. Тарасовым было разработано наглядное пособие (с иллюстрациями), где подробно описывались приемы уничтожения противника в штыковой атаке. Учебные части мобилизованных бойцов, подготавливаемых в ускоренном режиме, в обязательном порядке изучали эту методику – как колоть штыком (короткий, средний, длинный уколы), ножом (несколько вариантов (приемов), рубить саперной лопаткой (с разных позиций).

Это была серьезная подготовка, которая впоследствии многим пригодилась в ближнем бою. Как показала практика, саперными лопатками в атаке особенно хорошо работали колхозники, имевшие плотницкие навыки и строители. Они в рукопашной разрубали немцам головы и отчленяли конечности. Буквально с первых месяцев Великой Отечественной гитлеровцы с ужасом избегали подобных столкновений.

Штыковые атаки с улыбкой

Как писал в своей автобиографической книге «Лицом к лицу» бывший командир 181-го особого разведывательно-диверсионного отряда Северного флота Герой Советского Союза Виктор Леонов, его морякам пришлось сходиться в штыковой и с элитой вермахта – горными егерями. Противник владел приемами единоборств, но наши разведчики-диверсанты все равно превосходили фашистов в рукопашной.

Леонов упомянул в мемуарах очень часто встречающуюся в воспоминаниях советских фронтовиков деталь – бойцы РККА шли в штыковую атаку с улыбкой, которая буквально парализовала (и в конечном итоге деморализовала) гитлеровцев – они считали, что за ней кроется какой-то подвох. Улыбка плюс тельняшка (немцы панически боялись советских моряков) делали свое дело – на первом этапе штыковой атаки гитлеровцы психологически были сломлены, а непосредственно в сражении бойцы РККА бились до последнего.

Командующий 62-й армией в Сталинграде В. И. Чуйков ввел в городе тактику ближнего боя. Василий Иванович в своих мемуарах вспоминал, что бойцы в таких штыковых сражениях насаживали на винтовки немцев, как мешки с соломой и перебрасывали их через себя. В домах и подвалах работали ножами и финками, не отступали и дрались до смерти.

… Впоследствии историки Великой Отечественной подсчитали, что в 80% штыковых схватках этой войны инициаторами выступили именно части РККА.

Однако сейчас хочу остановится не на технической стороне такого, казалось бы, простого оружия как штык, а о об обучении его использованию и влиянию боевого духа военнослужащих на возможности его применения.

Для начала напомню, что уже в войнах конца XIX века число убитых и раненых с помощью холодного оружия было ничтожным . Однако именно штыковая атака, в большинстве случаев, обращала противника в бегство.
Таким образом, главную роль играло не фактическое применение штыка, а угроза его применения!

Издавна считается, что штык - это традиционный козырь русской армии. Фридрих Энгельс в годы Крымской войны активно занимавшийся написанием русофобских статей русскому штыковому бою уделял особо большое внимание.

Он считал русских солдат послушной, не думающей массой, которые очень хороши в сомкнутом строю. Им не нужно думать, а только сбиться в плотную массу и напирать. Если же от русских требуется инициатива, самостоятельное принятие решений, то русские становятся никуда не годными вояками.

Русские генералы, по мнению Энгельса, не многим лучше своих солдат. Фридрих Энгельс отмечал, что у русских нет ни одного путного генерала с фамилией, оканчивающееся на «ов». Есть хороший генерал Тотлебен, но и он - остзейский немец.
Что касается Суворова, то Энгельс его дарования оценивал не высоко. Что собственно не удивительно, если вспомнить лозунг Суворова: «пуля - дура, штык - молодец».

Мнение Энгельса о русских солдатах активно тиражировали впоследствии и либералы и фашисты.

Наши историки тоже подливали масла в огонь. Советские критики обвиняли царских генералов в приверженности к штыковому бою, современные историки обвиняют советских генералов в приверженности к бою сабельному.

Солдат русской императорской армии выполняет укол штыком...


Британский солдат выполняет укол штыком

Американский солдат выполяет укол штыком...

Красноармеец выполняет укол штыком...


Военная пропаганда (сначала царская, а потом советская) тоже сослужила службу в мифотворчестве. На протяжении обеих мировых войн активно муссировалась тема безумного страха наших противников перед русской штыковой атакой.
Как представляется мне миф о страшной русской штыковой атаке, которую все боятся, родился как пропагандисткой прием в условиях недостатка вооружений. Как известно первая мировая война - это не война штыков и сабель, и даже не война шрапнели и пулеметов, а война «бога войны» - тяжёлой артиллерии.

А у русской армии и гаубиц было не много, и снарядов не хватало. Российская промышленность даже штыки-то в нужном количестве производить оказалась не в состоянии. Штык, не редко, оставался единственным средством боя. Поэтому пропаганда превозносила его могущество.

Во второй мировой войне причины пропаганды всесокрушимости русского штыка были немного иные. В начале войны Красная армия из-за неумелого управления уступала вермахту почти во всех видах боя. И только в рукопашной схватке, где от командиров уже почти ничего не зависит, красноармейцы сражались с захватчиками на равных, а порой и превосходили их.

Удар прикладом...

Однако сторонники мифа об особых свойствах русского штыкового боя придумали некую теорию о том, что в русской императорской, затем и в Красной армии обучение штыковому бою стояло на более высоком уровне, чем в западных странах.
Вот, например, что пишет «Военное обозрение»:

«Для немецко-фашистских захватчиков, которые напали на СССР 22 июня 1941 года, умение бойцов Красной Армии драться штыками, саперными лопатками и ножами стало такой же неожиданностью, как и средний танк Т-34 или легендарный реактивный миномет «Катюша». Штыковую атаку советских войск и ее эффективность немцы смогли оценить на себе уже в первые часы войны в Брестской крепости. В этом нет ничего удивительно, ведь в Красной Армии практически с самого ее создания военнослужащих начали активно тренировать, развивать их скоростные качества, выносливость, ловкость, силу, а также уделять должное внимание моральным и психологическим качествам бойцов. Рукопашный бой стал очень важной частью подготовки красноармейце».

Якобы необходимость обучения штыковому бою красные командиры объясняли так:

«Опыт войн показывает нам, что большое количество солдат было убито или ранено только по той причине, что они не умели соответствующим образом применять свое оружие, особенно штык ».

И там же, делается заключение, что красноармейцев учили хорошо, но неправильно:

«Сегодня на кадрах кинохроники тех лет можно увидеть, как ополченцев учат колоть противника штыком на бегу, но в первые месяцы войны уничтожать фашистских захватчиков приходилось в других условиях — в своих или чужых окопах, стараясь нанести точный удар в шею».

Сторонники уникальности русского штыкового боя придают особое внимание комплексной подготовке бойцов РККА...

Однако даже беглое изучение книги Г. Калачева «Штыковой бой» (по иностранным источникам), изданной в 1927 году, позволяет утверждать, что в британской армии обучение штыковому бою было так же поставлено на достаточно хорошем уровне.


Атака противника в окопе шитыком, которой, если верить "Военному обозрению" не обучались красноармейцы. На рисунке ьбоец с винтовкой СВТ.

Обучались штыковому бои и солдаты вермахта.

Немецкий солдат атакует штыком чучело в окопе...

Можно сказать, что во всех методичках по штыковому бою даны примерно одинаковые рекомендации.

Впрочем, сам по себе факт обучения можно игнорировать. Подготовка мобилизованных солдат Красной армии была столь спешной, что о сколько-нибудь серьезном обучении говорить не приходится.

По большому счету в годы второй мировой войны штык являлся очень важным психологическим оружием. Обучение штыковому бою - видом психологической подготовки. Победу в рукопашной схватке одерживала та сторона, которая была численно больше и имела более высокий боевой дух.

Сказки о какой-то особой предрасположенности русского солдата к штыковому бою и существование некой особой «школы» штыкового боя - лишь сказки…