Все о тюнинге авто

Текст упражнения «Созерцание зеленой точки. Быстрое чтение и зеленая точка. Методика расслабления - сосредоточения Созерцание точки

Упражнение это - комплексное и решает одновременно две важные для обучения быстрому чтению задачи: расширение оперативного поля зрения и тренировку внимания (сосредоточения).

Для выполнения упражнения используется с. 170 книги (см. Приложение).

Порядок выполнения упражнения на статику (зеленая точка):

1. Упражнение выполняется в течение трех месяцев ежедневно без перерывов, непосредственно перед сном.

2. Перед началом выполнения цикла упражнения вырезать с. 170 (см. Приложение 2) из книги и наклеить ее на плотный картон. Прочитать текст, размещенный на этой странице только один раз, внимательно и не спеша.

3. Садитесь за письменный стол. Листок с текстом перед вами. Спокойное ровное освещение. Ноги свободно касаются пола (не перекрещивать), руки на столе, все тело расслаблено, дыхание ровное, спокойное. Никаких отвлекающих мыслей.

4. Основное задание: 10 мин созерцать зеленую точку, размещенную в центре с. 170 с текстом. Думать только о ней. Посторонние мысли отгонять. Главное - концентрация внимания взора на зеленой точке, все ваши мысли, ваше сознание должны быть связаны с зеленой точкой. Максимальная концентрация сознания.

5. По окончании 10 мин необходимо закрыть глаза, прикрыть их ладонью правой руки и сразу лечь спать. Иллюзия продолжения созерцания точки должна быть последним зрительным образным впечатлением прошедшего дня.

Как уже было сказано, это упражнение решает одновременно две задачи: тренировку внимания (сосредоточения) и расширение поля зрения. На первом этапе (первая и вторая недели) ставится задача тренировки и концентрации внимания. Контролируя свое поведение, усидчивость, следует постоянно возвращать свои мысли к зеленой точке. Затем (третья и последующие недели тренировки) необходимо постепенно расширять объем вашего восприятия по активному полю зрения. Следует стремиться увидеть одновременно с зеленой точкой все большие фрагменты текста - справа и слева, сверху и снизу.

Вначале вы пытаетесь расширить поле своего зрения в ширину, по горизонтали. Не упуская из поля зрения зеленую точку, вы стремитесь увидеть всю строчку текста, исходя из центра страницы по горизонтали. Когда вы успешно это выполните, можно постепенно увеличивать объем вашего восприятия. Теперь вы должны видеть одновременно с точкой две-три строчки текста вверх и вниз. Многие слушатели курсов быстрого чтения задают вопрос: что значит видеть? Видеть одновременно с точкой - прежде всего не читать текст, а ощущать его наличие как графическое обращение зеленой точки.

Чтение всегда по необходимости связано с движением глаз, сменой их точек фиксации. В этом же упражнении это запрещено. Весь период выполнения цикла упражнения взгляд фиксирует только зеленую точку. Следовательно, видеть - это не читать текст, а боковым зрением пытаться только различать контуры, очертания окружающих точку слов, фраз, предложений. Постепенно вы должны видеть все большие и большие фрагменты текста. Конечная цель этого упражнения, что и бывает реализовано в большинстве случаев при правильном и аккуратном его выполнении, в следующем: 10 мин вы свободно созерцаете зеленую точку, не отвлекаясь на посторонние мысли, кроме того, в отдельные мгновения сосредоточения вдруг, как в открытое ясное окно, вы видите всю страницу сразу одновременно с зеленой точкой в центре. Панорама страницы видится выпукло, ясно, отчетливо, это бывает недолго, всего несколько мгновений, но этого достаточно. Именно это и есть награда и красноречивое свидетельство успешности ваших тренировок.

РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ ШУЛЬТЕ

Для развития периферического зрения используется также упражнение на динамику - тренировка с таблицами Шульте (рис. 30, 31). В психологии эти таблицы обычно применяются для исследования и развития психического темпа восприятия и, в частности, скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений. Каждая таблица комплекта представляет собой разграфленный на 25 ячеек картонный квадрат размерами 20 х 20 см, с вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. Вам необходимо изготовить такой комплект самим по образцу. Методика работы заключается в том, чтобы быстро отыскивать по порядку возрастания все 25 чисел в каждой таблице в отдельности. Время, затраченное на поиск всего ряда, замечается по секундомеру.

Читатели с хорошими параметрами внимания и с широким полем видения затрачивают на одну таблицу 25-30 с. По мере тренировок со всем комплектом таблиц время поиска постепенно сокращается и у отдельных лиц доходит до 11-12 с. В некоторых случаях время, затрачиваемое на одну таблицу, становится значительно выше и этой нормы и доходит до 8-7 с. Причем, как правило, общее время увеличивается только из-за задержки на каком-либо одном или двух двузначных числах, все остальные числа отыскиваются быстро, однако затем человек вдруг опять не может найти следующего числа - смотрит на него и не видит, ему подчас даже кажется, что в таблице этого числа просто нет. Такие особенности работы с таблицами Шульте свидетельствуют о принципиальной структурной или функциональной неравномерности темпа психической деятельности этого человека.

У здорового и отдохнувшего человека на каждую таблицу уходит примерно одинаковое время. Увеличение времени на отыскание чисел в последних (девятой и десятой) таблицах говорит о том, что человек несколько утомился. По мере тренировки навык быстрого считывания постепенно возрастает благодаря развитию периферического зрения.

1. Для тренировок использовать все 10 изготовленных вами таблиц.

2. Считывать цифры необходимо беззвучным счетом, т. е. про себя в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Перебирать по очереди все 10 таблиц в любом порядке. Все найденные цифры обязательно указываются карандашом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 с.

3. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком (вспомните упражнение с зеленой точкой).

4. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз в центре и только в центре таблицы. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, т. е. примерно 25 - 30 см.

5. Время и периодичность тренировок установите сами, помня, что не следует переутомляться.

6. Когда вы привыкнете к считыванию таблиц, то можно проводить эти тренировки, используя только поисковые движения взором, т. е. без подтверждения найденной цифры карандашом.




РИС. 31

ПОРЯДОК ТРЕНИРОВОК

1. Выполнять упражнения созерцания зеленой точки.

2. Ежедневно работать с комплектом таблиц Шульте. Добиться считывания любой таблицы за время не более 25 с.

3. Прочитывать “вертикальным чтением” колонки в статьях своей ежедневной газеты. Одновременно продолжать работать с таблицами Шульте.

Урок седьмой . Метод штурма.

Этот урок подводит предварительные итоги освоения основных приемов техники быстрого чтения. В самом деле, в результате выполнения упражнений вы уже практически ощущаете преимущество нового способа чтения. Вы читаете только по интегральному алгоритму чтения. У вес отсутствуют регрессии. По окончании чтения вы всегда можете сформировать ведущую доминанту. У вас широкое поле зрения. При взгляде в центр страницы вы видите всю ее целиком. Как было показано в главе 6, быстрое чтение - это всегда вертикальные движения глаз. Взгляните еще раз на рис.22. Взгляд быстрочитающего скользит по тексту почти вертикально сверху вниз. Действительно, всех читающих быстро отличает такая техника движения глаз. И это не случайно. Именно такое движение глаз наиболее рационально и эффективно. Вместе с тем, как показывает наш опыт, освоить вертикальное движение глаз наиболее трудно. Вот почему, разрабатывая методику обучения, мы остановили свой выбор на специальном упражнении. Мы назвали его метод штурма. Это действительно штурм, в искоренении ваших привычек, вашей инерции при работе с текстами.

Основная цель этого упражнения - преодоление психологического барьера, неуверенности в возможности чтения текста вертикальными движениями глаз. В процессе выполнения этого упражнения намеренно создается стрессовая ситуация - за 15 с нужно прочитать всю страницу книги. Времени очень мало, а извлечь смысловую информацию необходимо. В результате внутренней мобилизации и соответствующего настроя создается режим штурма. В процессе его реализации создается, а потом и закрепляется принципиально иная стратегия движения глаз, при котором выявляется и усваивается основная смысловая часть текста - его золотое ядро.

Правила выполнения упражнений методом штурма:

1. Необходимо подготовить 10 - 12 книг научно-популярного характера объемом 50-100 страниц каждая. Желательный формат книги - такой же, как у этой.

2. Первые две-три книги необходимо предварительно подготовить - сделать разметку - провести простым карандашом легкие линии вертикально сверху вниз по центру каждой страницы.

4. Главное при таком чтении - строго вертикальное движение взора по центру страницы с полным охватом всего поля текста. Фиксации глаз - их остановка и частично горизонтальные движения допустимы, но только в местах с наибольшей информативной плотностью.

5. Понимать и усваивать прочитанное при таком чтении пока не нужно. Следует усвоить, что метод штурма - это не способ чтения, а только методический прием, формирующий навык вертикального движения глаз по центру страницы книги или по центру колонки газетной статьи.

6. Каждая книга читается вами от начала до конца без перерыва. Зная общее количество страниц в книге, не трудно определить суммарное время, необходимое для ее чтения (из расчета 15 с на одну страницу). По окончании чтения надо письменно ответить на следующие вопросы: название книги, ее автор, выпускные данные, о чем эта книга и какие наиболее интересные события, факты, явления вам запомнились.

ПОРЯДОК ТРЕНИРОВОК

1. Сначала ежедневно в течение двух-трех дней читать одну книгу объемом 50 -100 страниц, развивая вертикальное движение глаз. Время чтения каждой страницы -15 с. Понимать прочитанное пока не нужно.

2. Затем ежедневно в течение двух-трех дней читать одну-две книги объемом 100-150 страниц, используя вертикальное движение глаз. Время чтения каждой страницы - 15 с. Здесь надо постараться усвоить основной смысл прочитанного.

3. Прочитать контрольный текст № 5. Читать его необходимо как можно быстрее, используя вертикальное движение глаз. Помнить об интегральном алгоритме чтения. Искать в тексте ответы на типовые вопросы, предусмотренные блоками интегрального алгоритма. Выявить основное смысловое содержание прочитанного. Заметить общее время чтения, а затем ответить на 10 контрольных вопросов и подсчитать фактическую скорость чтения. Определить увеличение скорости чтения, для чего сделать соответствующие пометки в индивидуальном графике учебного процесса.

Урок восьмой . Тренировка внимания.

Быстрое чтение требует повышенного внимания. Особенность предложенных здесь упражнений в том, что они требуют большого периода времени для тренировок. Устойчивый навык сосредоточения формируется медленно. Одно из эффективных упражнений для тренировки внимания - созерцание точки - мы уже рассмотрели ранее. Ниже предлагаются дополнительные упражнения для тренировки внимания.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОГО ВНИМАНИЯ

Упражнение 1 . Возьмите небольшой предмет (монету, обручальное кольцо или перстень), рассмотрите его повнимательней в течение 1-1,5 мин. Уберите предмет и опишите его (письменно). Вы должны описать предмет очень подробно. Затем посмотрите на него снова, выявите ошибки и дополните описание.

Постепенно переходите к более сложным предметам (часы, авторучка, настольная лампа) и затем к картинам знаменитых художников. Обязательно сверяйте описанное вами изображение с оригиналом. Стремитесь до тонкостей до малейших подробностей описать предмет. При тренировках на картинах художников развивайте в себе чувство образного мышления по схеме: от ощущений к настроению и от настроения к состоянию.

Упражнение 2 . Здесь используются таблицы Шульте, с которыми вы уже тренировались. Дополнительно к комплекту таблиц нужно сделать три шаблона-маски (см. рис. 32). Это лист плотной бумаги, который по размеру совпадает с таблицей Шульте и в котором произвольно вырезаны окошки (соответственно пять, семь, девять). Шаблон-маску накладывают на таблицу Шульте - в окошках теперь будут видны пять, семь или девять цифр очередной таблицы в зависимости от типа шаблона. Наложив шаблон на таблицу на 5 - 10 с, всмотритесь в цифры в вырезах шаблона, затем, закрыв их, запишите по памяти и проверьте правильность ответа. Начинать тренировки следует с шаблоном, имеющим пять вырезов, затем семь и, наконец, перейти к тренировкам с шаблоном, имеющим девять вырезов. Постепенно сокращайте время наблюдения и доведите его до 5 с.




РИС. 32

ПОРЯДОК ТРЕНИРОВОК

Ежедневно выполнять упражнение на созерцание зеленой точки. Кроме этого, регулярно выполнять упражнения 1-е и 2-е. Прочитать контрольный текст № 6. При чтении необходимо концентрировать внимание на фактографических данных. Помнить об интегральном и дифференциальном алгоритме чтения. Взгляд ваш двигается только по центру колонки текста. Заметить общее время чтения, ответить на 10 контрольных вопросов и подсчитать скорость чтения. Определить увеличение скорости чтения и занести данные в график.

Урок девятый . Чтение и память.

Как было показано в восьмой главе книги, быстрое чтение создает оптимальные условия для совершенствования запоминания. Кроме рассмотренных параметров системы памяти, немаловажно знать свой тип памяти.

Различают обычно четыре типа памяти: 1) зрительную, 2) слуховую, 3) моторную (двигательную) и 4) смешанную.

Как установить свой тип памяти? Допустим, работая с книгой по специальности, вы замечаете, что лучше всего запоминаете прочитанное, когда читаете молча, про себя. Вы, стремясь вспомнить какую-либо мысль, формулу или цифру из только что прочитанного, предварительно должны представить, в каком месте страницы книги и каким шрифтом эта формула отпечатана. Один раз побывав в незнакомой комнате, вы сразу запоминаете находящиеся в ней предметы и подробности обстановки, и, если потом, закрыв глаза, вы ясно представляете то или иное место - надо полагать, что у вас лучше всего развита зрительная память. Ярким примером зрительного типа памяти служат те шахматисты, которые, не глядя на доску, одновременно играют с несколькими партнерами. Человек, обладающий зрительной памятью, особенно хорошо запоминает то, что схватывает его взор (иллюстрации книги, чертежи, схемы, диаграммы, формулы, картины и т. п.), то, что сам читает и подчеркивает, особенно цветным карандашом.

Если же вы легче запоминаете то, что слушаете (например, лекцию, объяснения руководителя, доклад), а не то, что вычитываете молча, если вы прочнее запоминаете, когда читаете вслух, - значит, у вас развита слуховая память. Человеку, обладающему слуховой памятью, следует больше слушать лекций и радиопередач.

Если же вы легче запоминаете, когда запишете или произнесете что-нибудь вслух, значит у вас моторный тип памяти. В этом случае память человека легче усваивает материал, когда он совершает те или иные движения: записывает, зарисовывает, читает вслух, расхаживая по комнате. Моторный тип памяти довольно распространен.

У большинства же людей развита смешанная память, то есть у них в той или иной степени есть элементы всех трех типов памяти. В этом случае полезно более или менее равномерно пользоваться всеми приемами: чтением про себя, записью, слушанием лекций и бесед, собственным пересказом.

По данным психологии восприятия, человек с любым типом памяти усваивает материал значительно лучше тогда, когда он гибко использует все три основных способа (и зрительный, и слуховой, и двигательный), чем при использовании только одного своего доминирующего (скажем, зрительного).

Для того чтобы облегчить запоминание читаемого материала, необходимо читать его небольшими частями. Более трудный материал читайте на свежую память, а позже, когда устанете, более легкий. Прочное запоминание достигается не тем, что одно и то же место читается много раз подряд сходу и в один день, а тем, что сосредоточенное чтение повторяется в течение нескольких дней.

Проф. Ф. Лезер (ГДР) в своей книге “Тренировка памяти” рекомендует так повторять значимый для читателя материал:

1. Непосредственно после восприятия текста повторяйте главную информацию в течение 20 с.

Следите за тем, что воспринятая информация (которая не должна быть потеряна) сохранилась у вас в памяти сразу после восприятия в течение времени, большего 20 с.

2. Промежутки времени между контрольными повторениями одного и того же текста должны быть как можно больше.

3. Промежутки времени между контрольными повторениями необходимо постепенно увеличивать.

Поскольку больше всего информации теряется на ранней стадии закрепления материала, то повторения на этой стадии нужно производить возможно чаще, а затем делать их все более редкими, но делать их надо обязательно.

4. Заучивать текст надо как можно точнее, т. е. всегда выше уровня допустимой импровизации при пересказе.

Как показывает опыт, число повторений при разучивании должно быть таким, чтобы основная информация была усвоена несколько выше того уровня, который вам представляется достаточным для повторного воспроизведения.

5. По возможности материал лучше заучивать целиком и дословно, как заучивает роль актер.

Если объем усваиваемой информации не слишком велик, ее следует запечатлять сразу за один прием и повторять как единое смысловое целое. Здесь во многом помогают разнообразные методики разучивания ролей.

6. Беспорядочное и однообразное повторное чтение любого текста бессмысленно. Не забывайте, что количество повторных чтений следует свести к минимуму, но при этом значимый материал нужно повторять по памяти столько раз, сколько потребуется для прочного запоминания.

Урок десятый . Десять золотых правил быстрого чтения.

Итак, мы подошли к завершению цикла тренировок по формированию обобщенного навыка быстрого чтения. Как было показано на протяжении всей книги, цель быстрого чтения в том, чтобы сократить, свернуть процесс опознавания основного смысла и значения текста. В результате многолетнего анализа техники чтения многих наших учеников мы пришли к выводу, что для формирования устойчивого обобщенного навыка быстрого чтения необходимо в первую очередь развивать основные рациональные приемы умственных действий: оперативное гибкое мышление, способность к предвосхищению событий в тексте (антиципацию) и память.

Оперативное гибкое мышление по определению психолога проф. В.Н.Пушкина - это выработанная в процессе эволюции способность решать задачи при отсутствии полноты информации, необходимой для принятия решения. В нашем случае это проявляется как особая психическая активность читателя, направленная на поиск и анализ нужных для целей конкретного чтения - информативных признаков текста, на генерацию в уме недостающих сведений, в явном виде в тексте не заложенных. Оперативное мышление - специфическое внутреннее средство переработки текста, позволяющее из массы слов выбирать то единственно нужное, главное, по которому возможно опознать смысл и значение содержания, заложенного автором. Развитие у каждого читателя способности оперативно и гибко мыслить должно стать основой обучения. Вторым компонентом специального умственного навыка является предвосхищение-антиципация. Она основана на органическом слиянии мыслей читателя и автора, на знании логики развития событий, творческого усвоении содержания. Обеспечивается это скрытой реакцией ожидания новизны. Дело в том, что в результате специальной тренировки сознания возможно развит” предугадывания наступающего события по неопределенным косвенным признакам. Неопределенный (не явный) сам по себе языковый сигнал текста зачастую благодаря антиципации превращается в субъективно определенный, значащий признак вполне конкретной и актуальной ситуации, вписывающейся в контекст событий, о которых говорит автор.

В отличие от способности к оперативному мышлению, антиципация более специфична - она должна вырабатываться как интуитивная и интеллектуальная способность сознания на тот или иной вид текстов. Это означает, что если оперативное мышление способствует быстрому формированию нового зрительного образа на основе осознанного анализа только что выявленных признаков текста, то антиципация основана на уже заготовленных в мозге оперативных образах-стереотипах.

Быстрое чтение достигается в основном за счет срабатывания созданных в процессе обучения новых программ и кодов. Быстрое чтение протекает само собой, легко, почти непроизвольно вследствии использования этих новых механизмов чтения. В своей последней фундаментальной работе 1 проф. Н. И. Жинкин введя понятие универсального предметного кода убедительно доказал, что возможность понимания текста обеспечивается способом кодирования. При этом, пишет далее Н.И. Жинкин, следует различать непроизвольное и произвольное кодирование. Наш многолетний опыт обучения быстрому чтению позволяет предполагать, что в процессе обучения по разработанной нами методике у обучающихся происходит реализация непроизвольного способа кодирования воспринимаемых в процессе чтения текстовых сообщений. Именно использованием этого нового, более совершенного способа понимания текста и может быть объяснен феномен полного и глубокого понимания текста в режиме быстрого чтения. В заключение вам следует прочитать последний контрольный текст № 7 и подсчитать свою окончательную скорость чтения, определить увеличение скорости в целом за время обучения. Для последующих тренировок мы предлагаем десять золотых правил быстрого чтения.

Упражнение 2.2. «Созерцание зеленой точки»

Это комплексное упражнение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ решает одновременно две важные задачи: помогает в тренировке внимания при чтении и расширяет опера­тивное поле зрения. Для выполнения упражнения используется приложение 3. Упражнение повторяется в течение трех месяцев ежедневно, без перерывов, непосредственно перед сном.

Порядок выполнения упражнения:

1. Вырезать из книги приложение 3 и наклеить на плотный картон. Про­читать внимательно текст, размещенный на странице.

2. Провести сеанс аутогенной тренировки, используя формулы внушения, приведенные в приложении 2, или некоторые подготовительные упражнения для глаз, описанные ниже.

3. Теперь садитесь за письменный стол. Листок с текстом перед вами. Спокойное, ровное освещение. Ноги свободно касаются пола (не перекрещиваются), руки на столе, всœе тело расслаблено, дыхание ровное, спокойное. Никаких отвлекающих мыслей. Медленно и спокойно прочитать вслух весь текст страницы с зелœеной точкой.

4. Созерцать 10 мин. зелœеную точку, размещенную в центре страницы с текстом. Посторонние мысли отогнать. Концентрировать внимание взора только на зелœеной точке, всœе мысли, сознание должны быть связаны только с ней. Максимальная концентрация сознания.

5. По истечении 10 мин. закрыть глаза, прикрыть их ладонью правой руки и сразу лечь спать. Иллюзия продолжения созерцания точки должна быть последним зрительным образным впечатлением прошедшего дня.

На первом этапе выполнения упражнения (первая и вторая недели) необ­ходимо, контролируя свое поведение, постоянно возвращать свои мысли к зе­леной точке. При правильном выполнении задания не должно возникать ни­каких неприятных ощущений в глазах. Резь, слезливость и напряжение - признаки технических ошибок. Для их устранения рекомендуется перед на­чалом упражнения расслабить мышцы глаз, век и лба. После же сеанса ауто­генной тренировки эти ощущения исчезают и можно сразу приступить к вы­полнению упражнения. Можно использовать и другой прием: представить себя спокойно созерцающим облака или корабль на горизонте. Ненапря­женная фиксация взгляда на удаленных объектах расслабляет глазные мыш­цы. На протяжении всœего упражнения крайне важно поддерживать расслаб­ление. Веки должны быть полуприкрыты, взгляд - как бы полусонным.

Созерцая зелœеную точку, сознание переживает несколько стадий. По мере возрастания сосредоточенной успокоенности микродвижения глаз становятся всœе более плавными, мягкими, почти незаметными. Все легче становится удерживать внимание на точке, думать только о ней. Вместе с тем вас под­стерегает опасность полного расслабления - засыпания. Его первым призна­ком будет такое изменение координации восприятия, при котором изображе­ние точки начинает ʼʼплытьʼʼ в различных направлениях: влево-вправо, вверх-вниз. Иногда точка начинает приближаться к вам или, напротив - отодви­гаться, уходить вдаль за плоскость страницы. Это вполне закономерные яв­ления, которые не должны беспокоить: Следует сохранять состояние ʼʼспо­койной сосредоточенностиʼʼ и возвращать точку на место. Иногда нарастание сонливости может усиливаться и выражаться в отяжелœении век и непреодо­лимом желании закрыть глаза. В случае если не поддаться в данный момент искушению, а приводить себя не чересчур энергично в обычное бодрствование, то возни­кает своеобразное и очень приятное состояние. Задание становится легким и простым: смотреть на зелœеную точку не составляет труда, глаза без всяких усилий в неподвижности останавливаются на ней, всœе посторонние мысли ис­чезают. Видение точки становится необычайно отчетливым, ярким, живым. Достигается какая-то особая ясность сознания. Именно это и является основ­ной целью упражнения на данном этапе. Специальные исследования показы­вают, что достижение подобного состояния оказывает глубокое благотворное влияние на физиологию и психику обучающегося.

После достижения описанного состояния (одна-две недели) ставится за­дача постепенного расширения объёма восприятия. Следует стремиться уви­деть одновременно с зелœеной точкой всœе большие фрагменты текста - справа и слева, сверху и снизу. Сначала нужно расширять поле зрения в ширину, по горизонтали. Когда успешно выполните это, можно продолжать увеличивать объём восприятия. Теперь вы должны видеть одновременно с точкой две-три строчки текста вверх и вниз. Что значит видеть? Видеть одновременно с точ­кой - прежде всœего не читать текст, а ощущать его наличие как графиче­ское обрамление зелœеной точки.

Чтение всœегда связано по крайне важно сти с движением глаз, сменой их точек фиксации. В упражнении это запрещено. Весь период выполнения уп­ражнения взгляд фиксирует только зелœеную точку. Следовательно, видеть - это не читать текст, а боковым зрением пытаться различать контуры, очерта­ния окружающих точку слов, фраз, предложений. Постепенно вы будете ви­деть всœе большие и большие фрагменты текста. Конечная цель этого упраж­нения, что и бывает реализовано в большинстве случаев при правильном и аккуратном его выполнении, в следующем: 10 мин. вы свободно созерцаете зелœеную точку, не отвлекаясь на посторонние мысли, кроме того, в отдельные мгновения сосредоточения, ʼʼясного сознанияʼʼ, вдруг вы видите всю страницу одновременно с зелœеной точкой в центре. Панорама страницы видится вы­пукло, ясно, отчетливо. Так продолжается недолго, всœего несколько мгно­вений, но это и есть красноречивое свидетельство успешности ваших тре­нировок.

И в заключение еще несколько слов о страничке с текстом с зелœеной точ­кой. Как вы уже заметили, здесь изложена программа всœего курса техники быстрого чтения. Текст страницы - суггестивное (внушающее) обращение к вам, читатель. Делайте упражнение ежедневно. Оно вам понравится. Вот что говорил нам один из учащихся: ʼʼКаждый день я с нетерпением жду ве­чера, чтобы встретиться со своей зелœеной точкой. Именно благодаря ей я стал спокойным, внимательным, выдержанным. Особое удовлетворение вызывают моменты ʼʼясного сознанияʼʼ. Я жду их, готовлю. Смотрю на точку, полуприкрыв веки, как бы нехотя, в полусне. В данный момент полностью отдыхаю, расслаб­ляюсь и как-то внутренне обновляюсьʼʼ.

Попробуйте. У вас получится обязательно. Мы советуем:

Каждый раз перед вечерним сеансом аутогенной тренировки или перед началом выполнения упражнения ʼʼСозерцание зелœеной точкиʼʼ читать весь текст вслух спокойно и не спеша. Это готовит вас к упражнению, к достиже­нию состояния ʼʼясного сознанияʼʼ. Непроизвольно с каждым днем вы будете читать страничку всœе быстрее и быстрее. Наконец вы убедитесь в том, что од­ного взгляда достаточно, чтобы прочитать весь текст. Это первая ваша победа на пути освоения техники быстрого чтения.

В заключение нашей второй беседы мы предлагаем вам выполнить очеред­ное задание по измерению скорости чтения.

Упражнение 2.2. «Созерцание зеленой точки» - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Упражнение 2.2. «Созерцание зеленой точки»" 2017, 2018.

Наблюдение зеленой точки - это одно из упражнений в скорочтении (быстром чтении). Созерцание зеленой точки происходит с помощью аутогенного погружения, нужен специальный настрой. Техника сильно развивает концетрацию внимания, тренирует силу воли так как вы даете себе сильные установки. С помощью этой техники вы научитесь лучше концентрироваться на любом деле.

Подготовьте текст с аутогенной тренировкой на листке бумаги. В центре листка нарисуйте зеленую точку. Сосредоточьте взггляд на этой точке. При этом помните что вы должны сесть прямо и расслабить мимические мышцы.

Как утверждают теоретики скорочтения наблюдение зеленой точки при быстром чтении и скорочтении позволяет научитсья сосредотачиваться на главном.

Созерцание зеленой точки и развитие навыка скорочтения

  • Упражнение развивает концентрацию внимания!
  • Упражнение тренирует вашу силу воли и упорство!
  • Упражнение тренирует силу установки.
  • выровнять текст по ширине,
  • уменьшить зеленую точку до размеров строчки текста по данному шрифту, и разместить её после слов “сосредоточенным, сильным.”
  • подогнать размер страницы таким образом, чтобы точка оказалась в середине страницы, и подтянуть нижнюю часть к этой точке.
  • распечатать страницу и тренироваться.

Быстрое чтение. Техника скорочтения.

Чтобы получить более полное представление о технике чтения, запишитесь на заочные курсы, однако, вы можете научиться читать быстрее и самостоятельно.

Улучшите методику чтения и вы сможете тратить меньше сил на чтение документов, на которые раньше тратили много времени. Следуйте перечисленным советам, и вы сократите время на чтение.

Типы чтения

  • Медленное чтение. Требуется пристальное изучение книги - например, чтение юридических вопросов.
  • Скоростное чтение.
  • Предварительное чтение. Когда нужно составить представление о прочитанном документе
  • Неспешное чтение - к примеру, романа.

Как читать в режиме скорочтения текст

  • Изучите введение к каждой главе, прочитайте последнюю страницу каждой главы.
  • Прочтите предметный указатель. Выясните тезаурус и те понятия, которые рассматриваются в документе. Подумайте, на сколько содержание книги копирует содержание ранее изученных книг
  • Прочтите фрагменты главы, которые показались особо важны.
  • Просмотрите примеры автора. На сколько они избиты? Не создается ли впечатление, что автор книги позаимствовал содержание документа
  • Прочтите оглавление.Составьте представление о содержании текста до изучения.
  • Прочтите внимательно введение. Решите, стоит ли дальше читать
  • Составьте отзыв по книге или отзыв автору.
  • Просмотрите с пятого на десятое интересные вам главы. Обращайте внимание на примеры, и на выделения в тексте.

Если читаете документ справочного характера, то треубется изучать избранные места. Поэтому эта стратегия чтения весьма пригодится.

Как читать документы.

Прежде всего, просмотрите места в тексте, где определены выводы. И, потом, читать саму документ. Не теряйте зря время.

  • Просмотрите изложение текста, вводную часть, обзор,первые несколько абзацев.
  • Изучите заключение или несколько последних абзацев.
  • Просмотрите внимательно места, которые показались наиболее важными.

Зигзагообразное чтение. Использование подсознания во время чтения.

Когда человек читает быстро, то уясняет не отдельные слова, а сразу фразы.

диагональным движением сканируйте страницу. Как только вы почувствуете, что нашли что то важное, то переходите на обычное вдумчивое чтение.

Записи на полях.

В процессе чтения книги отмечайте маркером важные места, подчеркивайте ключевые фразы.

Пишите вопросы автору документа. Составление письма требует составление мнение о книге, а это значит, что после составления письма, вы будете осознавать гораздо больше, чем если бы не формировали бы свое отношение к тексту.

Ищите альтернативы чтению

Таблицы Шульте и скорочтение

При движении взгляда наибольшая острота зрения возникают только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане.

  • Максимальная зона видения человека занимает 35 градусов.
  • Зона ясного видения занимает 15 градусов.
  • Область наилучшего видения занимает 1,5 градуса.

Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов. Поле, с которого происходит съем информации, как показали исследования, можно расширить, например, при регулярном использовании таблиц Шульте .

Представляет собой листок бумаги, на котором нарисован квадрат со сторонами 20 (25) см. Квадрат разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в беспорядке числа от 1 до 25. Взгляд следует сосредоточивать в центре квадрата и боковым зрением пытаться найти все числа от единицы до двадцати пяти. Расстояние от таблицы до глаз должно быть 30-33 см. Чтобы не было привыкания к одной таблице, следует сделать несколько таблиц.

Главное не отыскать цифры, главное - при взгляде в центр таблицы видеть одновременно с центральной цифрой верхние левую и праую, нижние левую и правую цифры.

Расширение угла зрения

Читайте слова наоборот (упражнение на концентрацию мыслей)

Умение концентрироваться на проблеме - одна из составляющих успешного умственного труда.

Попробуйте тренировать способность концентрироваться при помощи мысленного чтения слов задом наперед.

Когда вы мысленно читаете слово задом наперед, вы должны представить его по буквам, а затем прочитать эти буквы. Например- "слово" - "оволс", "дорога" - "агорд". Если ваше сознание отвлеклось на сторонний предмет, то вы мгновенно теряется нить и вам приходится выполнять упражнение заново. Таким образом, вы можете тренировать внимание.

Это упражнение можно делать в общественном транспорте и тем самым использовать бесполезно теряемое время себе на пользу.

Начните с простых слов, состоящих из четырех букв. Постепенно пытайтесь оперировать с более длинными словами.

Концентрируя внимание, вы можете выполнять работу быстрее и качественнее. Если вы начинаете отвлекаться, то и сами замечаете, что работа остановилась, да и желание что-то делать пропадает. Начните с наблюдения за собой. Слабая способность концентрироваться может выражаться по-разному. Один не может внимательно слушать, что ему говорят.

Упражнение это -- комплексное и решает одновременно две важные для обучения быстрому чтению задачи: расширение оперативного поля зрения и тренировку внимания (сосредоточения).

Для выполнения упражнения используется с. 170 книги (см. Приложение).

Порядок выполнения упражнения на статику (зеленая точка):

  • 1. Упражнение выполняется в течение трех месяцев ежедневно без перерывов, непосредственно перед сном.
  • 2. Перед началом выполнения цикла упражнения вырезать с. 170 (см. Приложение 2) из книги и наклеить ее на плотный картон. Прочитать текст, размещенный на этой странице только один раз, внимательно и не спеша.
  • 3. Садитесь за письменный стол. Листок с текстом перед вами. Спокойное ровное освещение. Ноги свободно касаются пола (не перекрещивать), руки на столе, все тело расслаблено, дыхание ровное, спокойное. Никаких отвлекающих мыслей.
  • 4. Основное задание: 10 мин созерцать зеленую точку, размещенную в центре с. 170 с текстом. Думать только о ней. Посторонние мысли отгонять. Главное -- концентрация внимания взора на зеленой точке, все ваши мысли, ваше сознание должны быть связаны с зеленой точкой. Максимальная концентрация сознания.
  • 5. По окончании 10 мин необходимо закрыть глаза, прикрыть их ладонью правой руки и сразу лечь спать. Иллюзия продолжения созерцания точки должна быть последним зрительным образным впечатлением прошедшего дня.

Как уже было сказано, это упражнение решает одновременно две задачи: тренировку внимания (сосредоточения) и расширение поля зрения. На первом этапе (первая и вторая недели) ставится задача тренировки и концентрации внимания. Контролируя свое поведение, усидчивость, следует постоянно возвращать свои мысли к зеленой точке. Затем (третья и последующие недели тренировки) необходимо постепенно расширять объем вашего восприятия по активному полю зрения. Следует стремиться увидеть одновременно с зеленой точкой все большие фрагменты текста -- справа и слева, сверху и снизу.

Вначале вы пытаетесь расширить поле своего зрения в ширину, по горизонтали. Не упуская из поля зрения зеленую точку, вы стремитесь увидеть всю строчку текста, исходя из центра страницы по горизонтали. Когда вы успешно это выполните, можно постепенно увеличивать объем вашего восприятия. Теперь вы должны видеть одновременно с точкой две-три строчки текста вверх и вниз. Многие слушатели курсов быстрого чтения задают вопрос: что значит видеть? Видеть одновременно с точкой -- прежде всего не читать текст, а ощущать его наличие как графическое обращение зеленой точки.

Чтение всегда по необходимости связано с движением глаз, сменой их точек фиксации. В этом же упражнении это запрещено. Весь период выполнения цикла упражнения взгляд фиксирует только зеленую точку. Следовательно, видеть -- это не читать текст, а боковым зрением пытаться только различать контуры, очертания окружающих точку слов, фраз, предложений. Постепенно вы должны видеть все большие и большие фрагменты текста. Конечная цель этого упражнения, что и бывает реализовано в большинстве случаев при правильном и аккуратном его выполнении, в следующем: 10 мин вы свободно созерцаете зеленую точку, не отвлекаясь на посторонние мысли, кроме того, в отдельные мгновения сосредоточения вдруг, как в открытое ясное окно, вы видите всю страницу сразу одновременно с зеленой точкой в центре. Панорама страницы видится выпукло, ясно, отчетливо, это бывает недолго, всего несколько мгновений, но этого достаточно. Именно это и есть награда и красноречивое свидетельство успешности ваших тренировок.

General

Скорочтение

По завершении всех этапов, если цель не достигнута, то я буду добавлять туда новые этапы.

Сейчас моя скорость чтения оставляет желать лучшего. Я запинаюсь, не уверенно себя чувствую, когда читаю вслух, особенно при народе. Я хочу почувствовать легкость при чтении. Во-первых вслух. Чтобы я мог посмотреть на текст и сразу увидеть его целиком. Так, чтобы я мог читая, отрываться от книги и продолжать при это читать, потому что текст я увидел и он у меня в голове. Ну и когда читаю про себя, мог не читать, а спотреть текст как фильм и понимать его.

Goal Accomplishment Criteria

Почувствовать свободу в чтении. вслух и про себя: не запинаться, скользить по тексту, видеть весь текст целиком.

350 сл./мин

  1. Реверс в чтении - 1 месяц

    Делать это хотябы 5 минут в день

  2. Буквомикс - 1 месяц

    Есть программка в интернете, которая перемешивает буквы, слоги в словах. Забиваешь туда любой текст и буквы перемешиваются.

    Я пользуюсь вот этой программой, чтобы перемешивать буквы -

    Есть еще вот такой буквомиксер - В нем чуть больше возможностей.

    Как я делаю: перемешиваю слова в этих программах., замет капирую в вордовский документ(там удобнее читать) и оригинал копирую в другой вордовский документ, чтобы если не смогу прочитать слово - подглядывать.

  3. Созерцание зеленой точки - 2 месяца (с 23 февраля по 23 апреля)

  4. Понимание прочитанного

    Сначала я буду делать так: прочитал 1-2 обзаца - пересказал, о чем прочитал, потом еще 1-2 общаца - пересказал.

    Затем я буду делать то же самое только уже обзацев 5-6 читать, после чего пересказывать.

    Затем можно больше сделать обзацев.

    А потом сделать буду делать упражнение на понимание, но уже со структурой. Например, рассказать главную мысль в тексте; что нового узнал; где подтверждается мысль. Но это потом придумаю, какую структуру вывести, как доберусь до этого упражнения.

    Выполнять его я буду вместе с упражнением "отстукивание"

  5. Отстукивание

    Ну на самом деле я включил в него несколько упражнения.

    Во-первых, это отстукивание - читаю про себя и выстукиваю карандашем, либо напеваю определенный ритм. Это помогает мне избавиться от внутреннего проговаривания. Вообще говорят, чтобы избавиться от проговаривания - нужно отстучать 20 часов.

    Во-вторых, во время этого упражнения я выполняю упражнение "3 фиксации ". Когда читаешь, то нужно учиться делать всего 2-3 фиксации на строчке. Это помогает уменьшить время на чтение, т.к. ты делаешь на много ментше остановок на строчке. Еще это расширяет периферическое зрение.

    И третье, это понимаение прочитанного . Нужно чтобы мозг учился не просто прочитывать как можно больше слов за раз, но еще и запоминал смысл прочитанного. Данное упражнение я выведу в отдельный этап.

      1 час отстучал

  6. Зеленая точка + "АЕ"

    Продолжаем делать упражнение "Зеленая точка", но + я добавил 2 буквы "А" и "Е" по бокам. Нунжо смотреть на зеленую точку и одновременно видеть 2 буквы.