Все о тюнинге авто

Учебно тренировочный этап спортивной подготовки. Этап начальной подготовки. Соревновательный период тренировки


Соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапах спортивной подготовки

Таблица №3


Разделы подготовки

Этапы и годы спортивной подготовки

Начальный этап

Учебно-тренировочный этап

1 год

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Общая физическая подготовка(%)

60-65

50-55

30-35

30-35

Специальная физическая подготовка(%)

20-25

30-35

45-50

48-53

Теоретическая подготовка(%)

10-15

5-10

4-9

2-7

Тактическая техническая, психологическая подготовка(%)

7-12

8-13

15-20

10-15

Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика(%)

0,5-1

3-5

4-6

7-8

    1. Минимальные показатели соревновательной нагрузки

Развитие различных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает рост одних качеств, в другом – иных. В данной программе сохранена соразмерность развития основных физических качеств юных спортсменов, со степенью развития физических качеств. За основу взяты знания возрастной физиологии - особенности развития детского организма, а так же модельные характеристики гребцов высокого уровня подготовленности. Индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе технического и тактического мастерства.

Необходимым условием соревновательной деятельности юных гребцов является использование спортивного инвентаря и оборудования, отвечающего его возрасту и физическому развитию. Это позволяет вести совершенствование приёмов и действий с первых шагов обучения, в режиме, близком к соревновательному.

Планируемые показатели соревновательной деятельности по гребле на байдарках и каноэ.

Таблица №4


Виды
соревнований

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Учебно-тренировочный этап

До года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Контрольные


1-2

2-4

2-6

4-8

Отборочные


-

1-2

2-4

2-4

Основные


-

-

2-3

2-4

Способы определения результативности :


  • выступление на соревнованиях;

  • тестирование по общей и специальной физической подготовке;

  • выполнение разрядных требований.
Ожидаемые результаты : воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к гребле на байдарках и каноэ. Улучшение качества набора в группы начальной подготовки, в том числе способных и одаренных детей. В результате обеспечения занятости детей сократятся случаи правонарушения среди них.

По общей физической подготовке: развитие физических качеств в общем плане и с учетом специфики гребли на байдарках и каноэ, воспитание умений соревноваться индивидуально и в командных лодках. В течение года в соответствии с планом годичного цикла выполнять контрольные нормативы, соответствующие возрасту и году обучения.

По специальной физической подготовке: выполнение на оценку специальных упражнений и сдача контрольных нормативов в соответствии с требованиями каждого года обучения.

По технико-тактической подготовке: знать и уметь выполнять элементы техники и тактики в соответствии с программным материалом.

По теоретической подготовке: знать и уметь применять на практике программный материал, соответствующий году обучения.

На этапе начальной подготовки : формирование широкого круга двигательных умений и навыков; освоение основ техники по виду спорта гребля на байдарках и каноэ; всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья спортсменов.

На учебно-тренировочном этапе : повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки; приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях; формирование спортивной мотивации; укрепление здоровья спортсменов.


  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В данном разделе отражены основные задачи и направленность работы по этапам многолетней подготовки юных гребцов. Учитывается режим учебно-тренировочной работы в неделю с расчетом на 52 недели: 46 недель в условиях непосредственно спортивной школы, 6 недель – в условиях спортивно-оздоровительного лагеря или по индивидуальным планам на период их активного отдыха. С увеличением общего годового объема часов увеличивается удельный вес (доля) нагрузок на технико-тактическую, специальную физическую подготовку.

Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки. В каждом этапе поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, требований подготовки в перспективе гребцов высокого класса для региональных команд и экипажей высших разрядов.

Этап начальной подготовки (НП) – этап предварительной спортивной подготовки. На этом этапе зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься греблей на байдарках и каноэ и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники гребли, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Основной принцип учебно-тренировочной работы – универсальность подготовки учащихся.

Задачи программы на начальном этапе подготовки :


  • укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию, укрепление опорно-двигательного аппарата, воспитание быстроты, ловкости и гибкости;

  • обучение основам техники гребли как в каноэ, так и в байдарке, начальное обучение тактическим действиям;

  • обучение обращению со спортивным инвентарем и оборудованием;

  • обучение схемы гребка в целом;

  • обучение сохранению и управлению лодкой в сложных условиях;

  • подготовка к выполнению нормативных требований по видам подготовки.

Учебно-тренировочный этап (УТ) – этап спортивной специализации. Этап формируется на конкурсной основе из здоровых учащихся и учащихся с ослабленным здоровьем (допущенных к занятиям врачом-педиатром , прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общей и специальной подготовке.

Основной принцип учебно-тренировочной работы – универсальность подготовки учащихся с элементами специализации гребного спорта.

Задачи программы на учебно-тренировочном этапе подготовки:


  • укрепление здоровья и закаливание организма, содействие правильному физическому развитию, повышение уровня общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей необходимых при совершенствовании техники и тактики;

  • формирование эффективной техники гребли с оптимальной скоростью и прочное ее овладение, с использованием массы тела;

  • овладение оптимальной структурой движений при гребке в умеренном темпе, формирование специфических ощущений гребца;

  • овладение техникой гребли в многоместных лодках на разных номерах;

  • обучение элементам соревновательной деятельности (старта, поворотов, лидирования и гребли за лидером, финиширования);

  • расширение диапазона специальных двигательных навыков;

  • обучение навыкам ведения дневника, системам записи тренировок и анализу полученных данных

  • приобретение навыков в организации и проведении соревнований по гребле, судейства, учебно-тренировочных занятий, выполнение  юношеского и  взрослого разрядов (3-й и 4-й год.

    1. Методические рекомендации по проведению тренировочных занятий

Основными формами тренировочного процесса являются групповые тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, участие в соревнованиях, медико-восстановительные мероприятия, учебно-тренировочные сборы, инструкторская и судейская практика.

По направленности выделяют следующие формы урочных занятий:


  • учебные занятия: обучение технике гребли, обучение теории гребли на байдарках и каноэ;

  • тренировочные занятия: развитие физических качеств и функциональных возможностей спортсменов, совершенствование общефизической и специальной физической подготовленности, технико-тактического мастерства;

  • контрольные тренировочные занятия: контроль эффективности процесса подготовки гребцов на байдарке и каноэ. Приём контрольных нормативов.

Кроме тренировочных занятий спортсмены проводят самостоятельные занятия по заданию тренера. Режим учебно-тренировочной работы определяется количеством учебных часов (академических) в неделю.

Перевод на следующий этап спортивной подготовки обуславливается уровнем спортивного мастерства, выполнением предусмотренного программой объема тренировочных нагрузок, выполнением контрольных нормативов и состоянием здоровья спортсменов.

Эффективность тренировочного процесса зависит от рациональной организации занятий, выбора методов, оптимальной дозировки и тщательного учета индивидуальных особенностей занимающихся.

В силу специфики гребли на байдарках и каноэ организация тренировочных сборов является обязательной и играет большую роль в подготовке гребцов.

Физическая подготовка . Физическая подготовка является основой спортивной тренировки. Она представляет собой целенаправленный процесс формирования физических качеств у гребцов байдарочников и каноистов, к которым относятся: сила, выносливость, гибкость, ловкость, скоростные способности и др. Физическая подготовка разделяется на: общую физическую подготовку, направленную на разностороннее развитие физических качеств и специальную физическую подготовку, направленную на развитие физических способностей, отвечающих специфике гребли на байдарках и каноэ. Занятия по общей физической подготовке ведутся в обычных спортивных и тренажерных залах. В теплое время года – на открытом воздухе и водных акваториях.

Техническая подготовка . Техническая подготовка гребцов на байдарках и каноэ направлена на формирование у спортсмена двигательных навыков специфических для этого вида спорта, отработку индивидуальных особенностей техники спортсмена. Техническая подготовка проводится на теплой воде, ее объем зависит от квалификации спортсмена.

Тактическая подготовка . Основу тактического мастерства составляют тактические знания, умения и навыки. Совершенствование тактического мастерства у спортсмена осуществляется через развитие его тактического мышления: анализ и разбор тренировочных занятий и соревновательной деятельности.


    1. Методические особенности организации многолетней подготовки спортсменов-гребцов

Процесс подготовки спортсменов, прежде всего, направлен на совершенствование самого человека. Тренеры, как подлинные педагоги и организаторы спорта, руководствуются в своей деятельности общими и специфическими принципами воспитания и обучения, творчески конкретизируя их применительно к контингенту юных спортсменов, к гребному сорту и к складывающейся в ходе подготовки соревновательной или тренировочной ситуации. Какими бы не были особенности подготовки детей, они всегда подчиняются фундаментальным дидактическим принципам: воспитание требовательности и уважения к личности, воспитание в коллективе и в труде, учет возрастных и индивидуальных различий спортсменов, научность, активность и осознанность, наглядность, прочность, систематичность, последовательность.

Задачи общих социально-педагогических принципов системы физического воспитания заключаются в содействии всестороннему гармоническому развитию личности, в непрерывной связи физического воспитания с практикой в жизни, в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья детей. Проявление данных принципов в процессе тренировочной деятельности предполагает определение тренером цели процесса физического воспитания, методов и средств для достижения положительного результата.

Отличительными признаками спортивной подготовки от любой другой педагогической деятельности является следование тренера специфическим принципам системы физического воспитания:


  • принцип направленности на высшие достижения реализируется в использовании наиболее эффективных средств и методов подготовки, постоянном усложнении тренировочного процесса и соревновательной деятельности, оптимизации режима жизни, применения специальной системы питания, отдыха и восстановления. Принцип предопределяет постоянное совершенствование спортивного инвентаря, оборудования, условий мест проведения соревнований, совершенствование правил соревнований и т. д.;

  • принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена. На основе общей базовой подготовки, заложенной на начальных этапах многолетнего цикла в детском и юношеском возрасте, происходит увеличение доли специализированных упражнений в общем объеме тренировочных средств. Особенно наглядно это выражено в гребном спорте, как и в других циклических видах;

  • принцип непрерывности процесса подготовки характеризуется следующими положениями: спортивная тренировка строится как многолетний и круглогодичный процесс, все звенья которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены задаче достижения максимальных результатов; воздействие каждого тренировочного занятия, периода, этапа как бы наслаивается на результат предыдущих, закрепляя и развивая их; рациональная организация нагрузок, отдыха, питания и других факторов обеспечивают оптимальное развитие качеств и способностей;

  • принцип цикличности тренировочного процесса заключается в систематическом повторении относительно законченных структурных единиц тренировочного процесса – отдельных занятий, периодов, этапов;

  • принцип волнообразности и вариативности помогает выявить зависимость между объемом и интенсивностью работы, соотношение различной преимущественной направленности, зависимость между периодами напряженной тренировки и относительного восстановления.
Тенденция развития гребли на байдарках и каноэ, изменение правил соревнований, модернизация инвентаря и оборудования обеспечивают необходимую динамичность системы подготовки: гибкое планирование, оперативную коррекцию программы подготовки, своевременный перенос акцента на развитие тех качеств, которые в полной мере обеспечат надежность достижения поставленной цели в новых условиях.

На основе общих закономерностей теории спортивной тренировки и опыта подготовки сильнейших фехтовальщиков СССР к первенствам мира и олимпийским играм определились ведущие положения тренировки фехтовальщиков к крупнейшим соревнованиям.

На протяжении всего процесса подготовки тренер и спортсмен обязаны заниматься повышением уровня функциональных возможностей организма, развитием двигательных качеств, технико-тактическим совершенствованием. Важнейшими задачами подготовки высококвалифицированных фехтовальщиков являются: индивидуализация технико-тактического мастерства, углубленная специализация двигательных и вегетативных функций организма, повышение уровня устойчивости психической сферы к экстремальным воздействиям.

Основными взаимосвязанными разделами подготовки высококвалифицированных спортсменов являются: отбор кандидатов в сборную команду, построение тренировочного процесса, применение средств и методов по этапам годичного и четырехгодичного циклов, распределение тренировочных нагрузок.

Отбор кандидатов в сборную команду

Перед началом годичного цикла федерация фехтования республики, города, тренерский совет ДСО, клуба, спортшколы определяет состав кандидатов в сборную команду, включая в него спортсменов, показавших лучшие результаты в прошедшем сезоне в каждом виде оружия, в количестве, в полтора-два раза превышающем составы команд на официальных соревнованиях. Кандидатами должны быть спортсмены каждой возрастной группы, если организации предстоит выставить команды в детских и юношеских календарных соревнованиях с комплексным зачетом.

Все кандидаты в сборную команду в период подготовки к главному турниру года должны участвовать в серии из 3-5 соревнований. При этом в зависимости от масштаба турнира устанавливается коэффициент значения соревнования - 0,5; 1,0; 1,5; 2,0 и т.д. Показанный каждым участником результат (в соответствии с занятым личным местом) с помощью коэффициента значения соревнования переводится в очки.

На сбор перед главным соревнованием в каждом виде оружия отбираются спортсмены, набравшие наибольшую сумму очков в соревнованиях годичного цикла. Зачетные соревнования позволяют фехтовальщикам корректировать индивидуальные планы подготовки к основному турниру года.

Введение коэффициентов значимости соревнований дает возможность тренерам рациональнее осуществлять подготовку спортсменов, не форсируя тренировочные усилия к каждому турниру.

Для оптимального регулирования напряженности учебно-тренировочного процесса необходим показатель, определяющий уровень результативности тренировочной деятельности на каждом этапе подготовки. Таким показателем результативности могут быть выигрыш или проигрыш боя, результат в соревновании, так как итог боя (соревнования) как бы обобщенно выражает состояние спортивной подготовленности. Поэтому процентное соотношение выигранных боев ко всем проведенным может иллюстрировать уровень специальной тренированности на том или ином этапе тренировочного цикла. Динамика соотношения выигранных и проведенных боев прослеживается как в микроцикле (учитывая тренировочные бои на результат), так и на протяжении этапа, периода, года подготовки.

Наблюдения за сильнейшими фехтовальщиками мира показывают, что примерно три спортсмена в каждом виде фехтовального оружия одерживают в ходе личного и командного соревнования 75-85% побед. Более 70% боев выигрывают в среднем пять фехтовальщиков, 70% побед - средний результат четырех основных участников команды, претендующей на первое место в командных соревнованиях. Эти данные позволяют разработать нормативные задания на количество выигранных боев в соотношении ко всем проведенным по периодам тренировочного цикла. Например, первое зачетное соревнование - одержать не менее 60% побед, второе - 65, третье - 70, четвертое - 75%.

Учет общего количества проведенных боев на результат, завоестников команды, претендующей на первое место в командных соревнований, соотношения выигранных боев и проведенных позволяет объективизировать отбор кандидатов в сборную команду, более четко планировать подготовку фехтовальщиков.

Составляя сборную команду, следует также подвергнуть анализу как различные стороны состояния подготовленности, так и личность спортсмена, учитывая при этом:

спортивный результат и его динамику в последнем тренировочном периоде;

возраст и состояние здоровья;

техническую подготовленность;

специальную физическую подготовленность;

тактическое мастерство;

соревновательный опыт;

потенциальные возможности роста эффективности специализированной деятельности;

психическую устойчивость к тренировочным и соревновательным нагрузкам;

надежность технико-тактического мастерства в стрессовых ситуациях;

целеустремленность в достижении результата; спортивный авторитет и коммуникабельность с членами команды;

превосходство в конкретных показателях технико-тактической,

психической и физической готовности к единоборству с предстоящими противниками и др.

Сопоставление разносторонней характеристики спортсменов и их спортивно-технических показателей позволяет избежать ошибок при определении составов сборных команд на всех уровнях (низовой коллектив ДСО, сборная города, области, республики).

Построение тренировочного процесса

Годичная подготовка фехтовальщиков высшей квалификации (кандидатов в различные сборные команды) охватывает 12-месячный цикл, в котором можно выделить три периода: подготовительный, основной и переходный. Подготовительный период длится 7-7,5 месяца, основной - 2-3 месяца и переходный -1,5-2 месяца.

Подготовительный период состоит из четырех этапов:

1-й этап - специальная функциональная подготовка,

2-й этап - техническое совершенствование и специализация двигательных качеств,

3-й этап - подготовительные соревнования,

4-й этап - психическая разрядка.

Основной период включает два этапа:

1-й этап - модельные соревнования,

2-й этап - основные соревнования.

Переходный период состоит из трех этапов:

1-й этап - выход из спортивной формы,

2-й этап - отдых и лечебные мероприятия,

3-й этап - физическая реабилитация.

При построении годичного цикла определяются объемы тренировки, из них физической и специальной (в часах), количество дней, занятых тренировкой, тренировочных занятий, соревновательных дней и часов соревновательной деятельности, а также количество индивидуальных уроков у тренера, боев в официальных турнирах и тренировочных боев на результат. Данные показатели позволяют установить объективные характеристики средств и методов тренировочной и соревновательной деятельности, используемых в процессе управления подготовкой фехтовальщиков.

Особенности управления подготовкой фехтовальщиков при построении четырехлетних (многолетних) циклов подготовки отражаются в динамике объемов тренировочной и соревновательной деятельности, выраженных в количественных характеристиках применяемых средств и методов по годам тренировки, в выполнении нормативных требований по совершенствованию арсенала, физических качеств, повышению спортивных результатов.

Исходя из того что целью спортивной тренировки является подготовка спортсмена к достижению высокого результата в главных соревнованиях, целесообразно определять значимость всех соревнований года. При этом необходимо учитывать следующие требования:

все соревнования годичного цикла подчинены задаче достижения пика спортивной формы к главным соревнованиям года, поэтому размещать их следует в соответствии с важностью и трудностью;

соревновательные нагрузки должны быть гармонично взаимосвязаны с динамикой тренировочных нагрузок и составлять с ними единое целое;

количество соревнований и соревновательных боев на каждом этапе четко регламентируется с учетом индивидуальных особенностей спортсменов (стаж занятий спортом, уровень подготовленности и т. д.);

на этапах подготовительных и основных соревнований необходимо провести турниры, в которых могли бы быть смоделированы нагрузки предстоящего главного соревнования года. В этих соревнованиях желательно участие основных соперников.

Правильное построение соревновательных нагрузок в годичном цикле является основой целесообразного управления процессом подготовки к главному соревнованию года. Именно соревновательная подготовка позволяет достичь высокого уровня адаптации организма к предстоящим нагрузкам, специализации двигательных качеств, совершенства технико-тактического мастерства фехтовальщиков.

Применение средств и методов по этапам тренировки

Подготовительный период

1-й этап - специальная функциональная подготовка. Длится 1 - 1,5 месяца (вторая половина ноября - декабрь *). Основная задача - повышение функциональных возможностей организма спортсмена, уровня развития физических качеств. Одновременно на этом этапе должна проводиться техническая подготовка, направленная главным образом на восстановление качества и дальнейшее совершенствование приемов владения оружием, основных положений и движений, техники передвижений.

* (Месяцы указаны с учетом построения годичного цикла, в котором главные соревнования года проходят в августе-сентябре. При изменении сроков проведения главных соревнований года цикл сдвигается. )

Основными средствами создания специальной функциональной базы и развития двигательных качеств могут являться спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, гандбол). На этом этапе широко применяются также плавание, лыжи, коньки. Упражнения гимнастического характера, направленные на развитие отдельных мышечных групп, должны быть связаны с техникой фехтования.

Из 5-6 тренировочных дней недельного микроцикла данного этапа 2-3 дня полностью посвящаются физической подготовке.

Занятия по специальной подготовке направляются на восстановление и совершенствование техники важнейших приемов фехтования. Каждое тренировочное занятие состоит из индивидуального урока у тренера, самостоятельных упражнений в технике передвижения и уколов (ударов), парных упражнений, отдельных тренировочных боев с партнерами, уступающими по классу. На фоне незначительной психической напряженности происходит постепенное увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок.

2-й этап - техническое совершенствование и специализация двигательных качеств. Длительность этапа - 2 месяца (январь, февраль). Основная задача тренировки - совершенствование техники приемов и действий, развитие специализированных тактических умений фехтовальщика, дальнейшая специализация двигательных качеств. Для этого используются индивидуальные уроки, парные упражнения, учебные и тренировочные бои. Особое внимание следует уделять апробации необходимых средств нападения, защиты, подготовки в тренировочных и соревновательных боях.

На 2-м этапе подготовительного периода значительно увеличивается объем упражнений, направленных на совершенствование технико-тактического мастерства фехтовальщиков в индивидуальных уроках у тренера и парных упражнениях. Однако, несмотря на увеличение объема специальных упражнений технико-тактической направленности, один-два дня недельного микроцикла могут полностью посвящаться физической подготовке (спортивные игры, лыжи, плавание).

На этом этапе в тренировочные занятия (1-2 занятия в микроцикле) включаются бои на результат. Рост объема упражнений тактической направленности и боевая практика приводят к повышению напряженности. По мере приближения к этапу подготовительных соревнований количество тренировочных боев на результат увеличивается и к концу 2-го этапа занимает 30-40% всего времени тренировок. На фоне среднего уровня напряженности объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжают расти.

3-й этап - подготовительные соревнования. Длительность - три месяца (март, апрель, май). Задачи этапа - проверка в условиях соревнований уровня технико-тактического мастерства, совершенствование приемов и действий, специализированных умений. На этом этапе проводятся два турнира сильнейших фехтовальщиков СССР, Кубки Европы и традиционные международные турниры.

Если на первых двух этапах подготовительного периода нагрузка и напряженность возрастали от микроцикла к микроциклу, то на 3-м этапе рост объема и интенсивности нагрузки проходит на фоне волнообразного изменения напряженности. Это связано с необходимостью восстановления техники и психической разрядки в после соревновательных тренировочных микроциклах.

Несмотря на значительное увеличение объема специальных упражнений и боевой практики, в каждом микроцикле целесообразно иметь отдельные занятия общефизической направленности и один день полностью посвятить физической подготовке.

Участие в ответственных соревнованиях, которые являются и отборочными для определения состава сборных команд, обусловливает необходимость тщательной учебно-тренировочной работы над технико-тактическим мастерством. Основными формами тренировочной работы являются индивидуальные уроки, парные упражнения и боевая практика.

4-й этап - психическая разрядка. Длится один месяц (июнь). Основные задачи - снижение психической напряженности после серии соревнований 3-го этапа, восстановление технического мастерства, физической работоспособности спортсменов.

На протяжении первых двух недельных микроциклов этого этапа большое место отведено средствам восстановительного характера: общефизическим упражнениям, спортивным играм, закаливанию и др., а также индивидуальным урокам у тренера технической направленности.

Три дня каждого микроцикла полностью посвящаются решению задач повышения уровня физической подготовленности. Специальная подготовка заключается в ликвидации технического брака при выполнении передвижений и действий оружием, замеченного в соревнованиях.

Последующие микроциклы 4-го этапа характерны интенсивным возрастанием нагрузки. Вначале два, а затем только день микроцикла посвящаются общефизической подготовке. Каждое тренировочное занятие включает индивидуальные уроки у тренера технического плана, самостоятельную.работу над передвижениями и парные упражнения, направленные на ликвидацию технических недостатков. Заключительный микроцикл этого этапа носит предсоревновательный характер, чтобы выявить готовность спортсменов к участию в серии соревнований.

Основной период

1-й этап - модельные соревнования. Длится один месяц (июль).

Задачи этапа - создание условий, моделирующих предстоящие нагрузки главных соревнований года, дальнейшее развитие спортивной формы. Объем и интенсивность специальных упражнений достигают максимума. В недельном микроцикле 7-9 занятий посвящаются упражнениям технико-тактического характера. Большое внимание уделяется боевой практике: учебно-тренировочным боям, тренировочным боям на счет, соревновательным боям контрольного характера (прикидки). Индивидуальные уроки приобретают явно выраженную тактическую направленность. Спортсмены много внимания уделяют самостоятельной работе над техникой передвижений и уколов (ударов), парным упражнениям технико-тактической направленности. 2-3 занятия в недельном микроцикле посвящены решению задач поддержания уровня физической подготовленности.

На этом этапе спортсмены участвуют обычно в одном-двух ответственных соревнованиях, которые по масштабам сходны с главным соревнованием года. Участие в двух крупных соревнованиях на протяжении 1 месяца предъявляет повышенные требования к рациональному построению предсоревновательных, соревновательных и после соревновательных микроциклов.

Учитывая уровень развития спортивной формы каждого спортсмена, в последние 2-3 дня предсоревновательного микроцикла занятиям необходимо придать индивидуальную направленность при общей задаче достижения психической разрядки. Естественно, что результаты участия в соревнованиях сказываются на планировании после соревновательных микроциклов. Они могут быть разгрузочными или поддерживать уровень достигнутого состояния тренированности.

2-й этап - основные соревнования. Длятся 1-2 месяца (август-сентябрь). Задачи тренировки - достижение и поддержание пика спортивной формы в процессе главных соревнований года. Большое внимание уделяется творческой работе по дальнейшему совершенствованию индивидуальной манеры боя. В индивидуальных уроках, парных упражнениях и боевой практике шлифуются приемы и действия, направленные на подготовку к боям с предстоящими противниками.

Обязательным условием успешной работы является периодическое снижение психической напряженности без снижения общего объема и интенсивности нагрузок. Это достигается введением в микроцикл одного дня общефизической подготовки, а также отдельных занятий, полностью посвященных физическим упражнениям общего характера: футболу, баскетболу, плаванию и т. п.

Один или два микроцикла должны строиться с учетом деятельности в предстоящих соревнованиях. Контрольные соревнования также моделируют условия, с которыми встретятся спортсмены на важнейших соревнованиях года.

Последний предсоревновательный микроцикл строится сугубо индивидуально, однако с общей тенденцией снижения объема и психической напряженности нагрузок, но при достаточно высокой двигательной интенсивности.

Наиболее важен целесообразный режим соревновательного микроцикла, учитывающий участие спортсмена как в личных, так и в командных боях.

Переходный период

1-й этап - выход из спортивной формы. Длится один-два микроцикла. Задача - выведение фехтовальщика из состояния спортивной формы путем постепенного снижения интенсивности и объема нагрузок. Основными средствами могут быть спортивные игры, плавание, водные лыжи и другие виды спорта. Не исключаются 2- 3 индивидуальных урока технической направленности.

2-й этап - отдых и лечебные мероприятия. Длится один месяц (октябрь). Задача 2-го этапа - активный отдых и проведение лечебных мероприятий (лечение травм, заболеваний и т. п.). На 2-м этапе переходного периода при совпадении его с отпуском типичный для тренировочного процесса распорядок сменяется режимом дома отдыха, санатория или реабилитационного центра.

3-й этап - физическая реабилитация. Длится 0,5 месяца (ноябрь). Основная задача - подготовка к очередному годичному циклу тренировки. Режим двух последних недель желательно строить приближенно к распорядку тренировочного микроцикла. 1-2 раза в начале этапа и 3-4 раза в конце необходимо включать обязательные занятия каким-либо подходящим для фехтовальщиков видом спорта. Остальные дни микроцикла посвящаются активному отдыху.

Переходной период - обязательная составная часть тренировочного цикла. Правильное его построение (выведение спортсмена из состояния спортивной формы, отдых и восстановление физической работоспособности) позволяет начать очередной тренировочный цикл на более высоком уровне.

Распределение тренировочных нагрузок

Одним из центральных моментов рационального построения этапов тренировочного цикла является целесообразное (для развития и поддержания спортивной формы) чередование микроциклов. В тренировочном процессе фехтовальщиков утвердилось недельное построение микроцикла. Неделя - наиболее удобный интервал, связанный с постоянным ритмом жизнедеятельности человека.

Практика учебно-тренировочной и научно-методической работы с высококвалифицированными фехтовальщиками, исследование специальной литературы по вопросам построения тренировки позволяют сформулировать некоторые положения распределения тренировочных микроциклов по этапам годичного цикла.

Содержание и чередование микроциклов зависит от периодов и направленности тренировочного процесса. Микроцикл по характеру нагрузок может иметь направленность повышения, поддержания и снижения их уровня. Количество следующих друг за другом микроциклов одной направленности зависит от уровня подготовленности спортсменов, стажа занятий спортом, возраста. Наиболее сложны по построению тренировки при заключительной подготовке спортсмена к соревнованиям и участии в них. В этом плане представляется правомерным выделить три разновидности микроциклов: предсоревновательный, соревновательный и после соревновательный.

Предсоревновательный микроцикл тесно связан с соревновательным. Повышение, поддержание нагрузки или ее снижение в предсоревновательном микроцикле связано с состоянием спортивной формы. Если спортсмен находится в состоянии повышения спортивной формы, то целесообразен микроцикл с повышением тренировочной нагрузки. При достижении спортсменом спортивной формы в предсоревновательном микроцикле уровень нагрузки должен поддерживаться. В случае достижения спортсменом пика своей формы перед соревнованиями уместно предложить разгрузочное построение предсоревновательного микроцикла. Изменение его направленности по основным положениям должно соответствовать волнообразному построению тренировочных микроциклов.

Соревновательный микроцикл строится с учетом режима соревнований и может включать не только соревновательную, но и дополнительную тренировочную нагрузку. В практике участия фехтовальщиков в крупнейших соревнованиях успешно используются тренировочные индивидуальные уроки, самостоятельные и парные упражнения. Применяемые средства и методы носят чаще технический характер, но иногда необходимость проведения тренировочных занятий в соревновательном микроцикле вызывается чрезмерным или недостаточным нервно-эмоциональным возбуждением спортсмена, и тогда они решают регулирующие задачи. При этом тренировочные упражнения носят не только специальную, но и общефизическую направленность.

Весьма важно правильное построение послесоревновательного микроцикла. По характеру нагрузок он может иметь разгрузочную, восстановительную или поддерживающую направленность. Она зависит от характера соревнований, их места в периоде тренировочного цикла, результатов, достигнутых спортсменом, сроков следующих соревнований и др.

Правильное чередование разновидностей микроциклов по этапам тренировочного процесса обеспечивает оптимальное управление динамикой развития, поддержания спортивной формы и достижение высоких стабильных спортивных результатов.

Исходя из общих закономерностей волнообразного построения тренировочного процесса можно утверждать, что чем выше уровень подготовленности, больше стаж занятий спортом, старше спортсмен, тем чаще должны сменять друг друга микроциклы повышения, поддержания и снижения нагрузки. Чем ниже квалификация, чем меньше стаж занятий спортом, чем моложе спортсмен, тем длительнее могут быть микроциклы повышения и поддержания нагрузки и реже микроциклы снижения нагрузки. Частота и величина изменений нагрузок в микроцикле и на этапе тренировки имеют такую же зависимость.

Рациональным планированием тренировочных нагрузок при построении тренировки в годичном цикле подготовки к ответственным соревнованиям возможно создание системы оптимального управления динамикой спортивной формы. Рациональное построение тренировочного процесса - центральная проблема современной теории и методики спорта. Целесообразное управление динамикой развития и поддержания спортивной формы, являясь главной задачей построения тренировки, связано со сменой фаз повышения, сохранения и снижения тренированности.

С развитием спорта, ростом спортивных результатов, расширением круга участников соревнований увеличивается конкуренция на внутренней и международной спортивных аренах. Это все больше усложняет подготовку спортсменов в плане адаптации организма к перенесению экстремальных и стрессовых воздействий.

В спортивной тренировке под нагрузкой понимается физическое и нервное напряжение, связанное с деятельностью спортсмена и определяющееся величиной (объемом и интенсивностью) воздействий на организм спортсмена. В последние годы внимание все больше акцентируется на психической составляющей нагрузки. Определение нагрузки с учетом лишь ее двигательной стороны недостаточно для успешного управления динамикой спортивной формы. Переживания, эмоциональность спортивной деятельности, волевые и моральные напряжения, сенсорная напряженность являются психической составляющей нагрузки. В значительной степени она влияет на физическую составляющую, определяя ее воздействие на организм спортсмена.

В процессе подготовки фехтовальщиков СССР к XIX и XX Олимпийским играм была разработана примерная оценочная шкала, позволяющая распределить специализированные упражнения по степени их воздействия на психическую напряженность деятельности спортсменов (табл. 2).

Таблица 2. Психическая напряженность деятельности фехтовальщиков при выполнении специализированных упражнений различной направленности
Группы упражнений Наименование упражнений Степень психологической напряженности при выполнении упражнений (в условных баллах)
I группа Бои в ответственных соревнованиях 7-10 баллов
II группа Тренировочные бои на результат и бои в подводящих соревнованиях 6-8 баллов
III группа Учебные бои, парные упражнения на действия с выбором, индивидуальные уроки у тренера, спортивные игры 4-6 баллов
IV группа Парные упражнения на обусловленные действия 3-4 балла
V балла Упражнения в самостоятельной работе над техникой (на подсобных снарядах, у зеркала, имитация боевых действий, бои с тенью), утренняя гигиеническая гимнастика, разминка, направленная работа над физическими качествами и т. п. 1-3 балла

Соревновательные бои требуют от фехтовальщиков мобилизации всех психических возможностей. В ответственных поединках необходимо предельно сосредотачивать внимание, быстро и адекватно воспринимать и перерабатывать информацию, мгновенно оценивать ситуацию и принимать решения, проявлять максимум волевых усилий. Конечно, степень напряженности боя зависит от квалификации (соответствия или различия) спортсменов, от значения для них результатов боя, от задач, поставленных в данном бою, и т. д.

Высокая психическая напряженность упражнений второй группы обусловлена значительной эмоциональностью, если тренировочные бои на результат заносятся в протокол. Повышенная эмоциональность, в свою очередь, ведет к напряженности внимания, активизации тактического мышления, значительным волевым усилиям.

Упражнения третьей группы характеризуются высокой активностью зрительного, двигательного, тактильного анализаторов, напряжением внимания при восприятии и переработке информации, быстрым осмысливанием внезапно возникающих ситуаций, принятием решений. Выполнение их требует определенных волевых усилий.

Упражнения четвертой группы сопровождаются несколько меньшей активностью восприятия и напряженностью внимания. Однако степень активности анализаторов связана с необходимостью точно воспринимать дистанцию, своевременно и быстро реагировать на действия партнера, преодолевать его противодействие. Степень напряженности при выполнении этих упражнений, как и во многих других случаях, когда приходится сталкиваться с противодействующим противником (партнером), зависит от уровня спортивной квалификации, подготовленности и от задач, которые стоят перед спортсменами.

К пятой группе относятся упражнения, выполнение которых не требует значительных сенсорных напряжений, интенсивной мыслительной деятельности. Они не сопровождаются значительным эмоциональным напряжением. Напряженность двигательной активности в данном случае зависит в основном от степени проявления волевых усилий.

Использование указанных характеристик в значительной степени способствует регуляции психической нагрузки внутри занятия, соревнования, недельного цикла, этапа и т. д. Общая психическая напряженность занятия определяется по формуле:

P - суммарная степень психической напряженности тренировочного занятия в условных баллах;

р - степень психической напряженности воздействия спортивного

упражнения в условных баллах;

t - время, затраченное на упражнение одной степени психической напряженности.

Например:

Индивидуальный урок у тренера = 40 мин. - 5 баллов, учебные бои = 30 мин. - 5 баллов, тренировочные бои на результат = 30 мин. - 7 баллов, самостоятельная работа над техникой = 20 мин. - 2 балла

Безусловно, необходимо учитывать и другие факторы, влияющие на изменение психической составляющей нагрузки, в том числе спортивную квалификацию и подготовленность партнера (противника), характер задачи, поставленной перед спортсменом, однообразие упражнений, апатичность к отдельным упражнениям, воздействие внешних условий (длительное пребывание на сборах, соревнованиях, неудача в соревнованиях и т. п.). Однако применение условных оценок позволяет количественно характеризовать динамику психической напряженности деятельности спортсменов и позволяет рациональнее управлять развитием спортивной формы.

Основные направления тренировки.

Как известно, одним из реальных путей достижения высоких спортивных показателей прежде считалась ранняя специализация, т.е. попытка с первых шагов определить специальность спортсмена и организовать соответствующую подготовку. В отдельных случаях такая специализация давала положительные результаты. Однако она приводила иногда к тому, что юные спортсмены достигали высоких показателей при слабом общем физическом развитии, а затем, как правило, первоначальный быстрый рост спортивно-технических результатов сменялся застоем. Это заставило тренеров, врачей, физиологов и ученых пересмотреть свое отношение к ранней узкой специализации и отдать предпочтение многообразной, разносторонней подготовке юных спортсменов.

Этап начальной подготовки - один из наиболее важных, поскольку, именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в избранном виде. Однако здесь имеется опасность перегрузки еще не окрепшего детского организма, так как у детей этого возраста существует отставание в развитии отдельных вегетативных функций организма.

Уже на этапе начальной подготовки наряду с применением различных видов спорта, подвижных и спортивных игр следует включать в программу занятий комплексы специально-подготовительных упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта. Причем воздействие этих упражнений должно быть направлено на дальнейшее развитие физических качеств, имеющих важное значение именно для рукопашного боя.

На начальном этапе спортивных занятий целесообразно выдвигать на первый план задачу достижения разносторонней физической подготовленности и целенаправленно развивать физические качества, применяя специальные комплексы упражнений и игр (в виде тренировочных заданий) с учетом подготовки спортсмена. Тем самым достигается единство общей и специальной подготовки.

Многие физические качества детей наиболее устойчиво проявляются (с точки зрения прогноза) у мальчиков 11-13 лет, у девочек 10-12 лет. Этот возраст совпадает с этапом начальной спортивной подготовки в рукопашном бою. В следующих возрастных группах (юношей среднего и старшего возраста) все виды прогноза затруднены. Если тренер не увидит самого важного в спортсмене до 13 лет, то не увидит и в 17-18 лет.

Этап начальной подготовки - один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения мастерством в рукопашном бою и проводится отбор для последующих занятий спортом. На данном этапе нецелесообразно учитывать периоды тренировки (подготовительный, соревновательный и т. д.), так как сам этап начальной подготовки является своеобразным подготовительным периодом в общей цепи многолетней подготовки спортсмена.

Основная цель тренировки:

Утверждение в выборе спортивной специализации - рукопашный бой и овладение основами техники.

Основные задачи:

· укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков;

· постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде спорта;

· обучение технике рукопашного боя;

· повышение уровня физической подготовленности на основе проведения разносторонней подготовки;

· отбор перспективных спортсменов для дальнейших занятий рукопашным боем.

Факторы, ограничивающие нагрузку:

· недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;

· возрастные особенности физического развития;

· недостаточный общий объем двигательных навыков и умений.

Основные средства:

· подвижные игры и игровые упражнения;

· общеразвивающие упражнения;

· элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты, повороты);

· всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;

· метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей);

· скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов);

· гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки;

· школа техники рукопашного боя и изучение обязательной программы технико-тактических комплексов (ТТК);

· комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание на дом).

Основные методы выполнения упражнений:

· игровой;

· повторный;

· равномерный;

· круговой;

· контрольный;

· соревновательный.

Особенности обучения:

Двигательные навыки у юных спортсменов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в избранном виде спорта. С самого начала занятий им необходимо овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники целесообразно проводить в облегченных условиях.

В первый год обучения одной из задач занятий является овладение основами техники избранного вида спорта. При этом процесс обучения должен проходить концентрированно, без больших пауз, т.е. перерыв между занятиями не должен превышать трех дней. Обучение каждому техническому действию или комплексу действий нужно проводить в течение 15-25 занятий (30-35 мин в каждом). Эффективность обучения упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств детей и подростков. Применение на начальном этапе занятий спортом в значительном объеме упражнений скоростно-силового характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному формированию и совершенствованию двигательных навыков. Игровая форма выполнения упражнений соответствует возрастным особенностям детей и позволяет успешно осуществлять начальную спортивную подготовку юных спортсменов (специализированные игровые методы обучения представлены ниже).

Методика контроля:

Контроль на этапе начальной подготовки используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основываться на объективных и количественных критериях. Контроль эффективности технической подготовки осуществляется, как правило, тренером по оценке выполнения обязательной программы, при сдаче экзаменационных зачетов на промежуточных этапах обучения. Контроль за эффективностью физической подготовки проводится с помощью специальных контрольных нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств. При планировании контрольных проверок по физической и специальной физической подготовке рекомендуется следующий порядок и последовательность выполнения упражнений:

Контрольные упражнения проводятся в течение одного дня.

Упражнения проводятся на скорость, на силу, на выносливость.

В отдельных случаях порядок проверки может быть изменен.

Особое внимание при контроле уделяется соблюдению одинаковых условий: время дня, учет времени приема пищи, предшествующая нагрузка, погода, разминка и т. д. Контрольные проверки желательно проводить в торжественной соревновательной обстановке.

Врачебный контроль:

Врачебный контроль за юными спортсменами предусматривает:

· углубленное медицинское обследование (2 раза в год);

· медицинское обследование перед соревнованиями;

· врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий;

· санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью;

· контроль за выполнением юными спортсменами рекомендаций врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.

Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное положение - допуск к тренировкам и соревнованиям здоровых детей.

Участие в соревнованиях:

Невозможно достигнуть в будущем высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. На данном этапе тренировки значительно увеличивается число соревновательных упражнений. Особое преимущество на данном этапе обучения отдается игровым соревновательным методам.

Учебно-тренировочный этап

Основные задачи:

· повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;

· развитие специальных физических качеств;

· овладение основами техники и ее совершенствование;

· освоение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок;

· приобретение и накопление соревновательного опыта.

На учебно-тренировочном этапе годовой цикл подготовки включает подготовительный и соревновательный периоды. Для спортсменов с подготовкой менее 2-х лет главное внимание уделяется разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, дальнейшему расширению арсенала технико-тактических навыков и приемов. При планировании годовых циклов для спортсменов с подготовкой свыше 2-х лет в подготовительном периоде средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения уровня общей физической и функциональной подготовленности и на этой основе повышения уровня специальной физической работоспособности. В соревновательном периоде решаются задачи улучшения спортивных результатов, а также задачи выполнения контрольных нормативов. На этом этапе многолетней подготовки годовой макроцикл может строиться по схеме с двумя основными соревнованиями.

Этапы многолетней подготовки спортсмена.

Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. На этом этапе в тренировочных занятиях решаются следующие задачи:

1) освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта;

2) формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;

3) содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости.

Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного учебного материала.

Этап начальной спортивной специализации . Основными задачами на этом этапе являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.

Специализация имеет «многоборный», отнюдь не узконаправленный характер. Наряду с овладением основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений особое внимание уделяется развитию тех физических качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для успешной специализации в избранном виде спорта.

Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спортивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка.

Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы начальной специализации должно быть увеличение объема при незначительном приросте общей интенсивности тренировки. Хотя интенсивность упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нужно нормировать в более узких пределах, чем прирост общего объема. Особая тщательность в соблюдении меры напряженности нагрузок требуется во время интенсивного роста и созревания организма, когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма своего рода нагрузкой.

Большие циклы тренировки характеризуются расширенным подготовительным периодом. Соревновательный период представлен как бы в свернутом виде.

Этап углубленной специализации в избранном виде спорта приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентность организма по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе напряженной тренировки. На этом этапе тренировочный процесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений.

Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжают возрастать. Существенно увеличивается количество со- ревнований в избранной спортивной дисциплине. Система тренировки и соревнований все более индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответствуют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен.

На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы обеспечить совершенное и вариативное владение спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализацию, развить те физические и волевые качества, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства спортсмена.

Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главными задачами являются подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специализированную направленность. Спортсмен использует весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревнованиях. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают высокого уровня. Все чаще используются тренировочные занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10-15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена.

Основные направления тренировки

Как известно, одним из реальных путей достижения высоких спортивных показателей прежде считалась ранняя специализация, т.е. попытка с первых шагов определить специальность спортсмена и организовать соответствующую подготовку. В отдельных случаях такая специализация давала положительные результаты. Однако она приводила иногда к тому, что юные спортсмены достигали высоких показателей при слабом общем физическом развитии, а затем, как правило, первоначальный быстрый рост спортивно-технических результатов сменялся застоем. Это заставило тренеров, врачей, физиологов и ученых пересмотреть свое отношение к ранней узкой специализации и отдать предпочтение многообразной разносторонней подготовке юных спортсменов.

Этап начальной подготовки - один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в избранном виде. Однако здесь имеется опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма, так как у детей этого возраста существует отставание в развитии отдельных вегетативных функций организма.

Уже на этапе начальной подготовки наряду с применением различных видов спорта, подвижных и спортивных игр следует включать в программу занятий комплексы специально-подготовительных упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта. Причем воздействие этих упражнений должно быть направлено на дальнейшее развитие физических качеств, имеющих важное значение для киокусинкай.

На начальном этапе спортивных занятий целесообразно выдвигать на первый план задачу достижения разносторонней физической подготовленности и целенаправленно развивать физические качества, применяя специальные комплексы упражнений и игр (в виде тренировочных заданий) с учетом подготовки спортсмена. Тем самым достигается единство общей и специальной подготовки.

Многие физические качества детей наиболее устойчиво проявляются (с точки зрения прогноза) у мальчиков 10-11лет. Этот возраст совпадает с этапом начальной спортивной подготовки в киокусинкай. В следующих возрастных группах (юношей среднего и старшего возраста) все виды прогноза затруднены. Если тренер не увидит самого важного в спортсмене до 13 лет, то не увидит и в 17-18 лет.

Этап начальной подготовки - один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения мастерством в киокусинкай и проводится отбор для последующих занятий спортом. На данном этапе нецелесообразно учитывать периоды тренировки (подготовительный, соревновательный и т. д.), так как сам этап начальной подготовки является своеобразным подготовительным периодом в общей цепи многолетней подготовки спортсмена.

Основная цель тренировки:

утверждение в выборе спортивной специализации и овладение основами техники.

Основные задачи:

укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков;

постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде спорта;

обучение технике киокусинкай;

повышение уровня физической подготовленности на основе проведения разносторонней подготовки;

отбор перспективных спортсменов для дальнейших занятий киокусинкай.

привитие стойкого интереса к занятиям киокусинкай;

Факторы, ограничивающие нагрузку:

недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;

возрастные особенности физического развития;

недостаточный общий объем двигательных навыков и умений.

Основные средства:

подвижные игры и игровые упражнения;

общеразвивающие упражнения;

элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты, перевороты и др.);

всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;

метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мя­чей и др.);

скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплек­сов);

гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки;

школа техники рукопашного боя и изучение обязательной про­граммы технико-тактических комплексов (ТТК);

комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (зада­ние на дом).

Основные методы выполнения упражнений:

повторный;

равномерный;

круговой;

контрольный;

соревновательный.

Особенности обучения:

Двигательные навыки у юных спортсменов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в избранном виде спорта. С самого начала занятий им необходимо овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники целесообразно проводить в облегченных условиях.

В первый год обучения одной из задач занятий является овладение основами техники избранного вида спорта. При этом процесс обуче­ния должен проходить концентрированно, без больших пауз, т.е. перерыв между занятиями не должен превышать трех дней. Обучение каждому техническому действию или комплексу действий нужно проводить в течение 15-25 занятий (30-35 мин в каждом).

Эффективность обучения упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств детей и подростков. Применение на начальном этапе занятий спортом в значительном объеме упражнений скоростно-силового характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному формированию и совершенствованию двигательных навыков. Игровая форма выполнения упражнений соответствует возрастным особенностям детей и позволяет успешно осуществлять начальную спортивную подготовку юных спортсменов (специализированные игровые методы обучения представлены ниже).

Методика контроля

Контроль на этапе начальной подготовки используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основываться на объективных и количественных критериях. Контроль эффективности технической подготовки осуществляется, как правило, тренером по оценке выполнения обязательной программы, при сдаче экзаменационных зачетов на промежуточных этапах обучения.

Контроль за эффективностью физической подготовки проводится с помощью специальных контрольных нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств.

При планировании контрольных проверок по физической и специальной физической подготовке рекомендуется следующий порядок и последовательность выполнения упражнений:

контрольные упражнения проводятся в течение одного дня.

упражнения проводятся на скорость, на силу, на выносливость. В отдельных случаях порядок проверки может быть изменен.

Особое внимание при контроле уделяется соблюдению одинаковых условий: время дня, учет времени приема пищи, предшествующая нагрузка, погода, разминка и т. д. Контрольные проверки желательно проводить в торжественной соревновательной обстановке.

Врачебный контроль

Врачебный контроль за юными спортсменами предусматривает:

углубленное медицинское обследование (2 раза в год);

медицинское обследование перед соревнованиями;

врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий;

санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью;

контроль за выполнением юными спортсменами рекомендаций врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.

Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное положение - допуск к тренировкам и соревнованиям здоровых детей.

Участие в соревнованиях

Невозможно достигнуть в будущем высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. На данном этапе тренировки значительно увеличивается число соревновательных упражнений. На данном этапе обучения необходима гуманизация соревновательной деятельности юных спортсменов

Под гуманизацией соревновательной деятельности юных спортсменов понимается изменение форм проведения соревнований, направленное на обогащение их содержания с целью повышения удовлетворенности состязательным процессом, как тренера, так и юного спортсмена.

В основе соревновательной деятельности лежит принудительная подгонка личности соревнующегося под усредненные, но обязательные и единые для всех требования (правила). Такое взаимодействие возможностей юного спортсмена и ценностей, присущих его личности, находится в противоречии с удовлетворенностью.

Проведение соревнований среди младших юношей по регламенту взрослых спортсменов неприемлемо. Большие соревновательные перегрузки предъявляют высокие требования, прежде всего к здоровью юношей, как физическому, так и моральному. Формирование чемпионских притязаний отрицательно сказывается на моральной стороне воспитания детей.

Основное требование к соревновательной деятельности младших юношей - это свобода в выборе предоставленных ему более широких возможностей проявить себя. При этом важно получить преимущество над противником, которое будет признано как отдельная победа. В этом случае можно выявлять двух и более победителей. При этом личностные ценности должны быть выработаны самим борцом самостоятельно. Они формируются на основе личного переживания. Поэтому соревновательную деятельность юного каратиста следует оценивать по тому, как он готов самостоятельно действовать принимать решения в условиях, в которые он раньше не попадал. В табл. 12 представлены критерии выявления победителей в поединках младших юношей.

Таблица 12

Формы проведения соревнований среди младших юношей

Формы проведения

Победитель

Проведение поединка по правилам сумо

Красивое проведение ударов ногами

Проведение «заказного» приема (название приема сообщается спортсменом арбитру и руководителю татами, но сохраняется в тайне от противника или не сохраняется). При проведении «заказного» приема поединок останавливается и объявляется победитель

Командные соревнования (команда может состоять из двух, трех и более человек)

Соревнования по ката (демонстрация техники). По результатам соревнования присваивается квалификационная степень (кю)

Соревнования на проведение ударов в касание

Соревнования по выполнению общеразвивающих упражнений (эстафеты, игры, конкурсы, показательные выступления)

В ходе соревнований подчеркивается красота ведения поединка, доброжелательность отношений. Следует делать акцент на технику движений, а не силу удара. Каждый участник соревнований награждается обязательно.