Все о тюнинге авто

ЛФК при бронхиальной астме: комплекс реабилитационных упражнений. Полный комплекс упражнений лфк при бронхиальной астме Бронхиальная астма теория и комплекс упражнений лфк

Помимо медикаментозного лечения и физиотерапии, при заболеваниях дыхательной системы, которые сопровождаются бронхоспазмом, часто рекомендуют звуковую гимнастику. Ее применяют, чтобы ускорить выздоровление и избежать осложнений. В видах звуковых упражнений, а также особенностях их проведения, будем разбираться в данном материале.

Звуковая гимнастика представляет собой ряд упражнений, которые заключаются в произношении определенным образом конкретных звуков. Это вызывает в голосовых связках вибрирование, которое переходит постепенно в дыхательные органы и в грудную клетку.

Целью звуковой зарядки является:

  • Снятие спазмов бронхов.
  • Приобретение навыков правильного дыхания.
  • Улучшение отхождения мокроты.
  • Расслабление мускулатуры бронхов.
  • Нормализация микроциркуляции в области альвеол легких.
  • Стимуляция работы диафрагмы.
  • Улучшение настроения.
  • Нормализация вентиляции альвеол.
  • Восстановление дыхания, привычного для человека.

Часто совмещается дыхательная гимнастика и звуковая, в комплексе они будут более эффективны.

Показания и противопоказания

Звуковая гимнастика показана при заболеваниях органов дыхания, которые сопровождаются бронхоспастическим синдромом. Это опасное и тяжелое состояние резкого сужения просвета, в бронхи при этом поступает очень мало кислорода, а организм чрезмерно насыщается углекислотой. Во время этого человек чувствует удушье, одышку, дыхание становится более тяжелым.

Гимнастику звуковую, как разновидность дыхательной, применяют при следующих патологиях:

  • Хроническая обструктивная болезнь легких.
  • Бронхиальная астма.
  • Бронхит (хронический обструктивный, астматический).
  • Экспираторная одышка.

Противопоказаны звуковые упражнения при начавшемся приступе бронхиальной астмы и в случае обострения хронического процесса в легких.

Если тренировка дыхания сопровождается дискомфортом, появляется кашель, першение, одышка или другое ухудшение самочувствия, занятие необходимо остановить.

Общие правила проведения

Для того чтобы достичь максимального эффекта в занятиях, следует придерживаться основных указаний:

  1. Упражнения должны проводиться с правильным дыханием. Вдох делать нужно через нос, он должен длиться 1–2 секунды, пауза в 1 секунду и выдох ртом, длительностью 2–4 секунды. Затем опять сделать паузу на 4–6 секунд. При этом следует придерживаться правила, что выдох обязан быть в 2 раза длиннее вдоха.
  2. Произношение звуков зависит напрямую от цели тренировки и заболевания. Так, например, в случае астматического бронхита, звуки должны быть громкими и резкими. Если вы болеете хроническим бронхитом, звуковой ряд произносится медленно и тихо, почти шепотом.
  3. Для проведения гимнастических упражнений нужно выбрать помещение, которое хорошо проветривается, чтобы легкие наполнялись кислородом. Лучше всего будет выбрать место для тренировок на свежем воздухе.
  4. Звуковые упражнения проводить следует за пару часов до или после приема пищи. Лучше придерживаться указанного промежутка времени.

Длительность тренировок зависит от самочувствия человека и от того, насколько легко ему далось предыдущее занятие.

После проведения гимнастики больной должен ощущать облегчение и улучшение самочувствия, а ни в коем случае не утомление.

Звуковые упражнения

Лучше всего проводить гимнастику сидя, положив руки на колени и наклонившись чуть вперед. Не спешите, придерживайтесь своего ритма, помните о правильном дыхании во время проведения упражнений:

  • Звук «а». Его произношение способствует улучшению вентиляционной функции легких, эффективной работе дыхательных мышц.
  • Звук «у». Имеет успокоительный эффект, приводит к расслаблению.
  • Медленное произношение шепотом звуков «а», «о», «у», «е» и коротких слов «сух» и «глух» действует успокаивающе на верхние дыхательные пути, способствует очищению голосовых связок.
  • При сочетании «кч», «дг», «бп», «кг» улучшается выведение мокроты, мышцы горла расслабляются.
  • Жужжащие звуки «ж» и «з» и рычащие «р», в случае громкого произношения дают эффект вибрационного массажа, расслабляя при этом, бронхиальные мышцы.
  • Для малыша можно предложить сымитировать звуками жука «ж-ж-ж», паровозик «чух-чух», комарика «пи-и» и самолет «у-у-у».
  • Употребление в гимнастике шипящих и свистящих «с», «ф», «ц», «ч», «ш» ускоряет удаление воздуха из легких, а это предупреждает эмфизему. Лучше при этом вдох делать носом, а выдох ртом, втягивая живот.
  • Для детей постарше и взрослых нужно проводить обязательное упражнение «пф-ф-ф» 1 раз. Его особенность заключается в том, что сочетание этих звуков произносится с плотно сжатыми губами. Это считается очистительным упражнением. После проведения выдержите паузу, сделайте вдох и опять паузу. Если упражнение выполняет ребенок, взрослому можно во время упражнения стать сзади, и передвигать ладони с поясницы вверх по бокам, остановиться на середине боков малыша, когда закончится выдох. Это делается для облегчения дыхания.

  • Дальше произносят звук «м-м-м» на выдохе, он должен быть протяжным, волнообразным и расслабленным. Это упражнение делают 5–7 раз.
  • Полезными для снятия бронхоспазма будут сочетание звуков «жжрух», «зрухх», «брухх» и «пррух».

Каждая тренировка может увеличиваться на два новых упражнения. Оптимально проводить занятие 5 минут с последующим увеличением к 7–10 минутам. Максимум 2 повторения в день. Если ребенок после звуковой гимнастики жалуется на одышку, необходимо сделать легкий массаж нижней части груди, поверх одежды.

ЛФК при бронхиальной астме является одним из важных способов восстановления и сохранения функциональной легочной деятельности и улучшения общего состояния пациента.

Регулярная физическая нагрузка в комплексе с медикаментозной терапией способствуют снижению частоты астматических приступов и предотвращению рецидивов заболевания.

Цели ЛФК

Особенности проведения лечебной физкультуры во время бронхиально-легочных заболеваниях преследуют следующие направления:

  • нормализация механического дыхания;
  • функциональное улучшение работы дыхательного центра и подвижности в области грудной клетки;
  • усиление дренажной способности бронхов при усиленной выработке экссудативного секрета;
  • общая аэробная тренировка, направленная на улучшение физических качеств;
  • нормализация эмоционального состояния пациента.

Как правило, для укрепления дыхательных мышц, усиления вентиляции легких и нормализации дренажной функциональности применяется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Правила выполнения ЛФК

Важно помнить, что физические нагрузки можно выполнять только вне стадии обострения заболевания. Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ кислорода.

ЛФК противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту). Кроме того, нельзя заниматься гимнастикой, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии. При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок рекомендуется прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание ЛФК с плаванием или ходьбой.

Методика лечебно-физкультурных занятий выстраивается на предварительном диагностическом обследовании пациента. На основании результатов проведения обследования выявляется степень тяжести бронхиальной астмы, частота развития приступов с учетом возрастной категории пациента.

До начала активной нагрузки необходимо провести подготовку (2-3 дня) для тестирования физических и эмоциональных возможностей больного. Достаточно часто дыхательная гимнастика при бронхиальной астме предусматривает звуковое произношение и элементарные гимнастические движения. Такой комплекс упражнений позволяет оценить степень необходимого вмешательства.

Механизм действия ЛФК

Занятия ЛФК должны проводиться в межприступное затишье при улучшении состояния и отсутствия сбоев кровообращения. Лечебная физкультура при бронхиальной астме решает задачи по укреплению организма, а также нормализации нервно-эмоционального процесса. Кроме того, при помощи дозированной физической нагрузки активно снимаются бронхоспазмы и восстанавливается дыхание.

  • Комплекс физических занятий нормализует висцерально-моторные рефлексы, в результате чего уряжается частота дыхания и регулируется бронхиальнососудистый тонус;
  • звуковая дыхательная разминка направлена на предотвращение развития легочной эмфиземы, а также усиление обменного процесса в организме. Под воздействием мышечной активности наблюдается выброс адреналина в кровоток, что положительно отражается на общем состоянии пациента;

  • в результате того, что происходит дополнительная нагрузка на мышцы, участвующие в дыхательной деятельности, пациент может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем;
  • ЛФК при бронхиальной астме формируется индивидуально, опираясь на особенности протекания болезни, возрастную категорию астматика, степень тяжести симптоматики и физическую подготовленность;
  • комплекс занятий включает в себя общеукрепляющую терапию, а также дыхательные упражнения, которые позволяют обеспечить контроль над подвижностью грудной клетки.

Особый акцент следует делать на упражнения по развитию диафрагмального дыхания с удлиненным вдохом. Кроме того, ЛФК позволяет укрепить брюшные мышцы. Важно сочетать дыхательную гимнастику с поочередным произношением звуков. Это способствует сокращению мимических мышц.

Комплекс упражнений ЛФК

ЛФК может выполняться только между приступами. Ее задачами является нормализация нервных процессов, нейтрализация бронхоспазма и установление нормального дыхания.

  1. В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.
  2. Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.
  3. Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.

  1. Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.
  2. Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».
  3. В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.
  4. Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.
  5. Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.

  1. Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».
  2. Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.
  3. Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).
  4. Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.
  5. Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.
  6. Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.

Дыхательная гимнастика у детей

На сегодняшний день существует несколько уникальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Для выполнения этих занятий не требуется серьезная подготовка. Традиционные дыхательные упражнения, назначаемые для детей, как и у взрослых пациентов, позволяют положительно воздействовать на организм. Однако при выполнении занятий у детей существует ограничение по времени: нельзя проводить процедуры более 30 минут в день.

Очень часто астматический приступ возникает при малоподвижном образе жизни, в результате которого в легочной системе детей наблюдается нехватка углеродной двуокиси. В этом случае хороший эффект достигается дыхательными занятиями по Бутейко, практически не имеющими ограничений.

Наиболее доступными дыхательными занятиями для детей считаются упражнения на задержку дыхания, после которых необходимо нормализовать дыхательную деятельность максимально спокойным и поверхностным дыханием. Назначать индивидуальный комплекс ЛФК должен лечащий врач, так как только высококвалифицированный специалист может выбрать лечебную физкультуру, опираясь на возраст детей и сопутствующие заболевания. Это способствует сокращению астматических приступов у детей в дальнейшем.

Звуковая гимнастика

Достаточно хорошую эффективность показывает звуковая гимнастика, когда необходимо вдохнуть через нос и выдохнуть, произнося при этом согласные и гласные звуки. На подготовительном этапе пациент начинает занятие с произнесение гласных звуков (е, у, о, и). В следующем периоде используются согласные звуки (с, з, р), а в заключении (щ, ж, ш).

Звук на выдохе произносится непродолжительно (4-5 секунд) с постепенным нарастанием времени до 30 сек. Во время выдоха рекомендуется проговаривать короткие слоги со звуками р, б, х, д (брохх, бах, дррухх, бат и т.д.). Звуковую разминку нужно повторять 2-3 минуты не менее 5 раз в течение дня с паузой между упражнениями в 30 секунд.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко и Стрельниковой широко применяется среди всех групп пациентов. Выполнение этих методик должно проводиться при участии профессионального инструктора. В последующем пациент может выполнять некоторые упражнения самостоятельно.

Особенности течения бронхиальной астмы определяют тактику лечения и физическую нагрузку. Лечебная физкультура подбирается в индивидуальном порядке к каждому пациенту. Это позволит избежать непредвиденных осложнений и получить максимально быстрый положительный эффект.

ЛФК при бронхиальной астме – это один из эффективных способов реабилитации и укрепления легочной деятельности, а также стимулирования жизненных функций пациента для улучшения его общего состояния.

Лечебная гимнастика полезна больным всех возрастных категорий и с любой формой астмы. Упражнения помогают улучшить вентиляцию и обращение крови в легких, газообмен, дренаж бронхов.

ЛФК при данном заболевании обеспечивает укрепление организма, восстановление нервно-эмоциональной устойчивости, снятие бронхоспазмов и нормализацию дыхания.

Лечебная физкультура при бронхиальной астме стремится улучшить:

  • работу мышц, принимающих участие в дыхании;
  • подвижность в районе грудной клетки;
  • физиологию дыхания;
  • дренаж бронхов на фоне интенсивного выделения слизи;
  • физическое состояние организма, выносливость;
  • качество жизни больного и его эмоциональное состояние.

Механизм работы ЛФК

Наклоны туловища вперед выполняются 5-6 раз

Умеренные нагрузки помогают нормализовать кровообращение, снабжение кислородом организма. Это очень важно, поскольку астма приводит к кислородному голоданию внутренних органов, особенно сердечно-сосудистой системы.

Комплекс упражнений нормализует висцерально-моторные рефлексы, что дает возможность снизить частоту дыхания, укрепляет дыхательные мышцы для контроля и предотвращения приступов. Звуковая гимнастика – это профилактика эмфиземы легких, улучшение обмена веществ, выброс адреналина.

Особый упор делается на укрепление мышц брюшной полости, развитие диафрагмального дыхания со специфическим удлиненным выдохом. Индивидуальный подбор упражнений позволяет учесть особенности течения заболевания, возраст и физическую форму пациента, а также степень тяжести болезни.

  • ИП — стоя. Наклоны туловища вперед, руки без напряжения свешиваются. Носовой вдох, выдох удлиненный (в два-три раза длиннее вдоха), через рот (УВ).
  • ИП – стоя, руки по швам. На вдохе подтягиваются кисти к подмышкам. При УВ руки тянутся сначала вверх, потом спускаются вниз без напряжения.
  • ИП – стоя, руки по швам. Глубокий вдох, затем на УВ подтягивается правое колено к груди с помощью рук. Возврат в ИП, и то же для другой ноги.
  • ИП – сидя, спина ровная, прислонена к спинке стула. Вдох, после которого на УВ делается боковой наклон, рука соскальзывает вниз. То же для другой стороны.

Каждое задание выполняется 5-6 повторов. Важно контролировать, чтобы выдох оставался удлиненным.

Упражнения в период обострения

Выполняя упражнения, ни в коем случае не переутомляйтесь

ЛФК во время обострения заболевания не должна содержать утомительных или содержащих долгую задержку дыхания заданий.

Количество укрепляющих упражнений и на дыхание должно быть равным.

  • ИП — полулежа на большой подушке под спиной. Медленный диафрагмальный носовой вдох, выдох ртом, втягивая диафрагму.
  • ИП – сидя, спина опирается на спинку стула. При вдохе руки сгибаются и поднимаются к плечам. На выдохе сводятся на груди.
  • ИП – сидя. При вдохе руки разводятся в стороны. На выдохе наклон вперед, руки опускаются к полу.

Все задания повторяются 5-6 раз, ни в коем случае не переутомляя больного.

При облегчении болезни постепенно добавляются упражнения для рук и ног. Необходимо контролировать состояние пациента, делать перерывы для отдыха.

Звуковая гимнастика

Разновидность дыхательной гимнастики, включающая в себя произнесение определенным образом гласных и согласных, показывает положительные результаты и не имеет противопоказаний. Суть гимнастики состоит в передаче вибрации голосовых связок бронхам и трахее, что приводит к расслаблению их мускулатуры.

  • Подготовительный этап. Вдох через нос, на выдохе (4-5 сек.) произносятся гласные – е, у, о, и.
  • Рабочий этап. Тем же образом произносятся согласные – с, з, р.
  • Заключительный этап. Согласные щ, ж, ш.
Звуковая гимнастика включает в себя произнесение определенным образом гласных и согласных

Первую неделю комплекс исполняется 1-2 раза в сутки до 5 минут. Затем продолжительность увеличивается вплоть до 30 минут (выдох до 30 сек.), однако более важной является регулярность, а не длительность занятий.

Эти упражнения при астме могут использоваться в качестве разминки перед основным комплексом, а также позволяют устранить спазм бронхов.

Стоит воздержаться от упражнений во время кашлевого приступа или одышки. Пациент не должен переутомляться.

Особенности дыхательной гимнастики у детей

В настоящее время разработано несколько детских комплексов, освоение которых не требует особой подготовки, однако назначать упражнения при бронхиальной астме должен специалист. Положительно зарекомендовала себя гимнастика Бутейко.

Ежедневный комплекс для детей не должен превышать 30 минут. Занятия необходимо проводить в максимально приближенной к игровой форме. Наиболее простыми считаются упражнения по задержке дыхания с последующим спокойным темпом и малой глубиной.

Аэробные упражнения

В период ремиссии, кроме дыхательных упражнений, следует проводить регулярные (3-4 раза в неделю) занятия на открытом пространстве. При этом следует соблюдать осторожность и избегать провоцирующих астму факторов (в том числе аллергенов).

Для увеличения нагрузки можно использовать небольшие отягощения, спортивные снаряды. Оптимальными считаются велосипед, бег трусцой, ходьба, водные виды спорта.

Если вдруг вы заболели бронхитом, и собираетесь ставить себе уколы, обязательно ознакомьтесь со статей .

Противопоказания к ЛФК

Основным фактором, препятствующим занятиям ЛФК, является астматический статус. Кроме того, при одышке свыше 25 вдохов в минуту или дыхательной недостаточности 3 стадии придется воздержаться от тренировок до нормализации состояния.

Однако при завершении периода обострения следует вновь начинать занятия с дыхательных упражнений, которые ускорят процесс выздоровления.

Резюме

Физическая культура является хорошим подспорьем при лечении различных болезней, укрепляя организм, развивая координацию. ЛФК при бронхиальной астме также играет очень большую роль в нормализации состояния пациента. Однако важно правильно подобрать персональный комплекс упражнений, изучать его под надзором специалиста.

ЛФК при бронхиальной астме используется для того, чтобы увеличить продолжительность бесприступного периода, а также для снижения вероятности развития тяжелых осложнений.

В настоящее время разработано множество различных методик лечебной физкультуры. Каждому конкретному пациенту рекомендуются определенные упражнения, которые позволят ему добиться самых лучших результатов.

Специфика процедуры

Лечебная гимнастика при бронхиальной астме рекомендуется практически каждому пациенту, не имеющему противопоказаний. Основными клиническими эффектами от проведения входящих в программу упражнений являются следующие:

Такие упражнения при бронхиальной астме улучшают общее состояние человека. Особенно эффективно проведение такой терапии у детей.

Показанием для проведения подобных упражнений при бронхиальной астме является наличие персистирующей или интермиттирующей формы заболевания в период ремиссии.

Кроме этого, подобная терапия назначается при развитии у пациента разного рода осложнений, особенно эмфиземы. Физические упражнения при астме могут назначаться врачами далеко не всегда. Существует целый ряд противопоказаний к их выполнению пациентом:


Некоторые из этих противопоказаний являются относительными. К примеру, при снижении уровня дыхательной или сердечно-сосудистой недостаточности лечебные упражнения пациенту можно назначать. При этом не стоит игнорировать существующие ограничения, так как это может привести к ухудшению состояния здоровья.

Даже лечебная физкультура способна привести к развитию осложнений. Наиболее частым из них является приступ удушья. Его приходится купировать специальными медикаментами. Кроме этого упражнения, выполняя неверно (с натуживанием и задержкой дыхания), способны привести к развитию эмфиземы.

Если упражнения при ЛФК выполняются пациентам слишком активно или же часто, то это может стать причиной утяжеления течения бронхиальной астмы.

Методика проведения

Лечебная физкультура при бронхиальной астме проводится по специальной методике. Назначение конкретных упражнений зависит от физической подготовленности и течения заболевания. Во время приступа удушья никакие процедуры, естественно, не проводятся.

Методика ЛФК при лечении бронхиальной астмы подразумевает выполнение упражнений из нескольких основных режимов:

  1. Общеукрепляющие упражнения.
  2. Звуковая гимнастика.
  3. Специальные упражнения.

Каждый из этих режимов приносит свой положительный результат.

Дыхательная гимнастика должна начинаться с упражнений, которые способствуют укреплению диафрагмальной мускулатуры. Для этого пациенту приходится сначала освоить так называемые диафрагмальные движения.

Такая гимнастика при астме подразумевает под собой максимально глубокий вдох с длительным выдохом. Только после освоения такого дыхания пациенту можно приступать к более серьезным физическим нагрузкам.

Дальнейшие занятия могут проводиться в положении сидя или лежа. Для этого пациент делая глубокий вдох постепенно поднимает руки в разводном положении от себя. Момент окончания вдоха и установление рук в вертикальном положении над головой должен примерно совпадать.

В дальнейшем пациент делает долгий выдох и при этом «роняет» руки вниз. При этом опускаться они должны без напряжения, но опять в разводном положении от себя.

Общеукрепляющие упражнения

Лечебный комплекс упражнений, направленный на общее укрепление организма человека, назначается после некоторого времени занятий дыхательной гимнастикой. Примерная программа ЛФК данного типа может выглядеть следующим образом:


Все эти упражнения не следует выполнять с натуживанием. Кроме этого, человек не должен надолго задерживать выдох, так как это может способствовать развитию эмфизематозных изменений.

Звуковая гимнастика

Занятие такими упражнениями можно выполнять как после дыхательной гимнастики, так и по завершении общеукрепляющей физической нагрузки. Основной смысл звуковой гимнастики заключается в произнесении тех или иных букв на выдохе.

Начинать такие упражнения следует с произнесения гласных звуков. Наиболее подходящим вариантом здесь являются буквы «о», «у», «е», «и».

Следующим этапом станут буквы «р», «з», «с». После того, как человек достигнет хороших результатов, как в звуковой гимнастике, так и в остальных физических упражнениях в рамках ЛФК, ему необходимо перейти на произнесение букв «ш», «щ» и «ж».

В процессе тренировок необходимо со временем увеличивать длительность выдоха. В первые недели проведения ЛФК для астматиков продолжительность выдоха должна составляет всего 5 секунд. Со временем длительность такого выдоха должна увеличиваться до 30 секунд.

Бронхиальная астма является хроническим заболеванием дыхательной системы с приступами удушья. Помимо назначения медикаментов важное значение имеет физиотерапия, оказывающая также лечебное и профилактическое действия. Это в первую очередь лечебная физкультура, цель которой - укрепить тонус дыхательной мускулатуры, способствовать выведению мокроты, улучшить снабжение тканей легких кислородом. Больной должен научиться управлять циклами дыхания и развить мышечную систему с помощью специального комплекса упражнений.

Задачи ЛФК

Физическая реабилитация имеет определенные цели:

  • Укрепление мышечной системы организма общетонизирующими упражнениями.
  • Расслабление дыхательной мускулатуры.
  • Тренировка самостоятельной регуляции дыхательного акта и ритма.
  • Удаление остатков избыточного воздуха в респираторных путях.
  • Увеличение эластичности грудной клетки.

Главными задачами являются уменьшение спазма бронхов и бронхиол, улучшение дыхательного акта, нормализация содержания кислорода в крови и тканях организма.

Показания и противопоказания

Несмотря на эффективность и необходимость физиотерапевтических занятий многим больным, у них имеется ряд противопоказаний.

Показания:

  • Подострый период сопутствующих легочных заболеваний.
  • Выздоровление после пневмонии, плевритов, бронхитов.
  • Период между приступами бронхиальной астмы.

ЛФК не применяется при следующих состояниях:

  • Резко выраженное обострение легочных хронических заболеваний.
  • Острый период патологии бронхов и легких.
  • Легочно-сердечная недостаточность третьей степени.
  • Частые приступы удушья.

Структура программы ЛФК

Курс ЛФК при бронхиальной астме различается по длительности и состоит из подготовительного и тренировочного периодов. Начальной является подготовительная часть, длительность которой составляет два-три дня.

Подготовительный период включает следующие задачи:

  • исследование состояния больного и его функциональных возможностей;
  • изучение больными специальных упражнений для возвращения механизма правильного дыхания.

Занятия ЛФК проводятся по индивидуальной программе. У взрослых ее структура зависит от состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, тяжести течения основного заболевания, возраста, физических возможностей.

Упражнения по лечебной гимнастике начинаются с ряда исходных положений:

  • приподнимается головной конец кровати, человек ложится на спину;
  • человек садится лицом к спинке стула, сгибает предплечья обеих рук, опирается руками о спинку и кладет на нее подбородок;
  • больной приседает на край стула и откидывается на его спинку.

Начало и завершение тренировки сопровождается легкими массажными процедурами лица, груди, плеч. В упражнениях активно используют дыхание с длинным и медленным выдохом, звуковую гимнастику, тренируют дыхательные экскурсии с помощью диафрагмы, разрабатывают мышечные структуры грудной клетки и плечевого пояса. Занятие длится от пяти до десяти минут (зависит от различных факторов состояния здоровья человека). Темп занятий должен быть медленным. Каждое упражнение повторяется от трех до пяти раз.

В тренировочном периоде стоит ряд задач:

  • Нормализация тонуса центральной нервной системы.
  • Снижение бронхоспазма и бронхиолоспазма.
  • Улучшение вентилирования дыхательных путей.
  • Восстановление ритма полноценного дыхания с приоритетным развитием выдоха.
  • Укрепление вспомогательной дыхательной мускулатуры и улучшение подвижности каркаса грудной клетки и диафрагмальной мышцы.
  • Обучение пациента самостоятельному расслаблению мышц и выполнению тренировок дома.
  • Тренировка пациента регулировать свое дыхание при эпизодах приступов.

В терапии бронхиальной астмы в период между приступами реализуется медицинская программа восстановления - различные способы и виды ЛФК: кинезотерапия, лечебная гимнастика, задания для самостоятельного выполнения, тренировки на тренажерах для дыхания, велоэргометры, дозированные и постепенные прогулки, плавательные процедуры, катание на лыжах, динамичный спорт. Пациент должен делать усилия мышцами во время упражнений в момент выдоха (при поворотах и наклонах туловища, бросании мячей). Обязательно должны делаться перерывы для отдыха и расслабления между повторениями.

Лечебная физкультура детей включает игры с активными движениями и упражнения с мячами больших размеров для гимнастики.

Примеры выполнения упражнений

Упражнения можно выполнять как дома, так и на свежем воздухе, в специальных амбулаторных кабинетах.

  1. 1. Становятся в основную стойку. Вдыхая, плавно поднимают руки от боков. Опуская, делают медленный шипящий выдох.
  2. 2. Стоя на ногах, обнимают себя за область нижних ребер. Делают вдох, немного сжимают грудную клетку, выдыхают с жужжанием.
  3. 3. Прямая стойка, кисти лежат на ребрах, локти отводятся в стороны и назад, одновременно ладонной поверхностью жмут толчками на бока грудной клетки, протяжно произнося букву "О".
  4. 4. Начинают как в предыдущем упражнении, но при отведении плеч делают вдох, на сведении - выдох.
  5. 5. Садятся на стул, руки упирают в бока. Вдох выполняется с поворотом тела в правую сторону и одновременным отведением руки назад. По возвращении в исходное положение продолжительно выдыхают. С левой стороной аналогично.
  6. 6. В положении стоя руки отводят назад и в стороны, вдыхают, затем резко себя обхватывают за верхнюю часть грудной клетки, кистями хлопнув по надлопаточным областям и выдохнув.
  7. 7. Лежат на спине, руки сгибают в локтях и подкладывают под себя. Вдыхая, выгибаются "мостиком", опираясь на затылочную область и локти. На выдохе - возврат в исходное положение.
  8. 8. Начало: лежа на спине, руки по швам. Руки в стороны, вдохнуть, колено одной ноги прижать к груди руками, затем медленно выдохнуть. Со второй ногой так же.
  9. 9. Из положения лежа тянутся корпусом к пальцам ног руками и лбом к коленям, делая вдох. Возвращаясь в исходное положение, выдыхают.
  10. 10. Из той же позиции: со вдохом поднимают выпрямленные ноги под углом сорок пять градусов, на выдохе опускают.
  11. 11. Лежа на спине: обхватывают грудную клетку, на выдохе сжимают ее.
  12. 12. Лежа с согнутыми в коленях ногами. Одну руку положить на грудь, вторую - на живот. Во время вдоха через нос жать на грудную клетку, с выдохом - на переднюю брюшную стенку.
  13. 13. Лечь на живот, руки вытянуть вдоль туловища, ноги выпрямить, поднимая их вверх - вдохнуть, опуская - выдохнуть.
  14. 14. Отжимания руками с упором коленями. При поднятии туловища вверх - вдох, вниз - выдох.
  15. 15. Лежать на животе, одновременно поднимать руки и ноги вверх, вдыхая. Задержавшись в этом положении, медленно выдохнуть.
  16. 16. Пожимать плечами - производить сокращения трапециевидных мышц.
  17. 17. Сводить лопатки вместе, напрячь межлопаточные мышцы, затем расслабить их и выполнить наклон туловища.
  18. 18. Попеременно напрягать и расслаблять мышцы правой и левой руки, мышцы шеи.
  19. 19. Звуковая гимнастика: после вдоха носом на выдохе произносить различные гласные и согласные звуки. В подготовительном периоде: "У", "И", "Е", "О". В тренировочном: "З", "С", "Р", далее добавлять звуки"Ш", "Щ", "Ж". Поначалу выдох производится на протяжении 5 сек, затем постепенно увеличивается до 30. Повторять упражнения 2-3 минуты с паузами в 30 сек, 5-6 раз в день.

Методика выполнения элементов

Средняя длительность лечебно-гимнастических занятий составляет около 20 минут. Выполняются они один раз в день, в умеренном темпе. Необходимое количество повторений поначалу составляет 4-5, увеличиваясь до 8-10. Два раза в сутки пациенты также выполняют сами комплекс индивидуальных упражнений. Астматикам необходима регулярная ходьба с дозированным режимом и удлиненным выдохом. Интенсивность нагрузок следует постепенно увеличивать.

Заметные результаты дают дозированные пробежки. Начинают с бега на месте, бедра поднимают невысоко, с неспешным темпом. Поначалу продолжительность упражнения составляет одну минуту, выполняется три раза в день - утром, за 30 минут до обеда и за 2 часа перед сном. Затем длительность бега увеличивается до 15 минут три раза в неделю, ежедневно прибавляется по 10-15 секунд. Во время пробежки важен правильный ритм дыхания: вдыхать носом, выдыхать в два раза дольше через губы, сложенные трубочкой.

Легкое и среднетяжелое течение заболевания улучшают плавательные процедуры. Они проводятся спустя две-три недели после обострения. Для тренировки вспомогательных для дыхания мышц выдыхать следует в воду, преодолевая ее сопротивление. Рекомендованы подвижные игры с мячом в облегченном варианте продолжительностью от 15 до 60 минут с обязательными паузами. Благодаря им у больных с редкими приступами можно свести их к минимуму. Тренажеры для дыхания помогают выполнять упражнения лежачим больным и тем, кто имеет тяжелые дыхательные нарушения. В качестве тренажеров могут выступать воздушные шарики и специальные надувные устройства. Выдох выполняется медленно.

По мере восстановления детей, болеющих астмой, эффективными и необходимыми являются закаливающие процедуры и систематические гуляния в парках и на улице.

Кроме общепринятых методов физиотерапии дыхания используются волевая ликвидация глубокого дыхания К. П. Бутейко и гимнастика парадоксальной структуры А. Н. Стрельниковой. Первая методика состоит в неглубоком носовом дыхании, задерживая выдох, что улучшает снабжение легких кислородом. Вторая акцентируется на коротком вдохе с большим количеством интенсивных повторений.

По завершении пребывания в стационарном лечебном учреждении больным рекомендовано амбулаторное продолжение курсов лечебной гимнастики с врачебным наблюдением, т. е. в поликлиническом ЛФК-кабинете или диспансере физической культуры с наличием врача.