Все о тюнинге авто

Упражнения для развития мелкой и крупной моторики. Развиваем мелкую моторику у детей - повышаем интеллект Упражнения для развития мелкой моторики для взрослых

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов

"Сидит белка..."

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Раз, два, три, четыре, пять.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

"Дом и ворота"

На поляне дом стоит ("дом"),

Ну а к дому путь закрыт ("ворота").

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем ("дом").

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

"Кольцо"

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;

То же упражнение выполнять пальцами левой руки;

Те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

"Пальцы здороваются"

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

"Оса"

Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;

То же левой рукой;

То же двумя руками;

"Человечек"

Указательный и средний пальцы "бегают" по столу;

Те же движения производить пальцами левой руки;

Те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");

"Коза"

Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;

"Очки"

Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

"Зайчик"

Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;

То же упражнение выполнить пальцами левой руки;

То же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Деревья"

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;

"Птички летят"

Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;

"Сгибание-разгибание пальцев"

Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;

Выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;

Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;

Выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;

Выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

"Бочонок с водой"

Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;

"Миска"

Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;

"Крыша"

Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;

"Магазин"

Руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;

"Цветок"

Руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;

"Корни растения"

Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз;

Одновременно поворачивать кисти рук вверх ладонями - тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным текстом: "Бабушка печет блины, очень вкусные они";

Кисти рук одновременно сжимать в кулак - разжимать, при каждом движении кулаки и ладони класть на стол;

Положить кисти рук на стол: одна рука сжата в кулак, другая раскрыта. Одновременно поменять положения.

"Кулак-ребро-ладонь"

На плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.

Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.

Развитию ручной моторики способствуют также:

Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;

Нанизывание бус, бисероплетение;

Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;

Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;

Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;

Рисование по точкам, пунктирным линиям;

Массаж рук.

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны

2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца

3. Упражнение "Сорока-белобока"

4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу

5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно

6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе

7. Интенсивное растирание каждого пальца

8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон

9. "Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

10. "Пальчики здороваются"

11. Повторить первое упражнение.

Развиваем пальчики - развиваем речь

Прислала Лившиц Галина Яковлевна, учитель-логопед, г. Москва

Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений.

Н.М.Сеченов писал, что «всякое ощущение по природе смешанное. К нему обязательно примешиваются мышечные ощущения, которые являются более сильными по сравнению с другими».

Взаимосвязь между развитием речи и формированием не только артикуляционной, но и общей, И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ МНОГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

На основе многочисленных наблюдений и исследований выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная взаимозависимость наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и ослабевает по мере сформированности коры головного мозга.

Поэтому для полноценного и динамичного речевого развития ребенка рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук. Особенно велика роль таких тренировок для детей с нарушениями речи. У большинства из них наблюдаются выраженные отклонения в формировании тонких движений пальцев рук – движения не точные не координированные.

Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей.

Вот некоторые примеры речевых игр с пальчиками, которые можно разучить с детьми дома.

«Пальчики здороваются»

Идут четыре братца

Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются),

Здравствуй, большой! (с большим, щепотью)

Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным)

Здорово, Мишка - середка! (большой соединяется со средним)

Здорово, Гришка - сиротка! (большой соединяется с безымянным)

Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)

Хочу отметить, что данная пальчиковая гимнастика положительно влияет на переключаемость и концентрацию внимания детей. Поэтому ее можно выполнять в ходе любых других занятий, когда ребенок устал, как средство усиления внимания.

«Дружные братья»

Ну-ка, братцы за работу,

Покажи свою охоту (руки сжаты в кулак).

Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы),

Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы),

А тебе воду носить (разгибает средние пальцы),

А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы),

А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы).

«Этот пальчик»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - наш малыш!

(поочередно загибать пальцы в кулачок)

«Человечки»

Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».

«Помощники»

Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол),

Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу),

Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание),

Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).

Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:

Складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);

Нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);

Шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);

Можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;

Собирать различные мозаики.

Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.

Сыпь песок, лей водичку! Игры по методу Монтессори дома и на даче

Возрастные особенности развития ребенка с первого года жизни

Справочник "Если ребенок отстает в развитии"

Что такое мелкая моторика пальцев рук ? Так учёные называют движения мелких мышц кистей рук и пальцев и считают, что совершенствование этих движений улучшает внимание, память, координацию и речь. По крайней мере, у детей. Мы, взрослые, в лего играем не часто, а из пластилина лепим и того реже, но мелкая моторика и нам нужна. Потому что разминка, помогающая избавиться от усталости в пальцах, возвращает рукам молодость, пальцы от упражнений приобретают изящную форму, а кожа, благодаря улучшению кровообращения, становится более упругой и морщин на ней появляется меньше.

Если делать регулярно, хотя бы раз в день, сделав минутный перерыв во время работы, отложив ручку или отодвинув клавиатуру компьютера в сторону, будете чувствовать себя бодрым и энергичным обладателем гибких и красивых пальцев. Рукам надо уделять не меньше внимания, чем всему остальному… А недавно обнаружили, что у тех, кто работает пальцами, ногти быстрее растут.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №1. «Пальцы вместе»

Это упражнение-рекордсмен в борьбе с морщинками в областях суставов пальцев, а ещё хорошая растяжка для рук, которые занимаются монотонной работой.

Поставьте локти на стол, сложите пальцы на показано на фото. А теперь разводите напряжённые пальцы в стороны как можно дальше, не отнимая одной руки от другой. Повторите упражнение 10 раз.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №2. «Вопрос ребром»

То есть никаких вопросов ребром мы не ставим. Напротив, мы стараемся уменьшить напряжение в кистях рук и пальцев, а заодно успокоиться.

Одна рука расположена горизонтально ладонью вверх. Легонько постукиваем по ней ребром другой ладони в течение 30 секунд. Пальцы вернхей руки держим расслабленными. Меняем руки и массируем фаланги пальцев ещё полминуты.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №3. «Вот-поворот»

А теперь упражнение, которое помогает укрепить суставы и мышцы запястий . Особенно полезным оно будет для тех, чьи руки работают в положении навесу, например над клавиатурой компьютера.

Сложите руки в замок и, сгибая их в кистях, начните не спеша вращать ими по кругу сначала по, а затем против часовой стрелки. Можете менять ритм и вращать то медленнее, то быстрее в течение минуты.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №4. «Гибкость – 90 градусов»

Сложите руки как показано на картинке, расположив их горизонтально на уровне груди. Упритесь ладонью правой руки в тыльную сторону левой кисти и толкайте, но не очень сильно. Поменяйте руки. Повторите 5 раз. Упражнение тренирует и растягивает мышцы и связки запястья, и, кстати, укрепляет мышцы груди.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №5. «На подушечках»

Используем рабочий стол в качестве тренажёра, не вставая с места. Возьмитесь за крышку стола и, уперевшись подушечками пальцев в нижнюю поверхность столешницы, пытайтесь поднять стол. Грудные мышцы не включайте, а то можете его нечаянно опрокинуть… Повторите 5 раз.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №6. «Ручная гребёнка»

Пальцы одной руки выпрямлены и разведены, пальцы другой – согнуты в положении «гребёнка». Ставим руки на стол и согнутыми пальцами одной руки делаем «расчёсывающие» движения от кончиков до основания выпрямленных пальцев другой. Это хороший массаж, улучшающий кровообращение и предотвращающий отложение солей. Сделайте 10-12 движений вверх-вниз и поменяйте положение рук.

Вот эти не сложные упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук осилит каждый, делайте их регулярно, чтобы добиться желаемого эффекта. Будьте здоровы!!!

Каждая современная мамочка понимает значение развития мелкой моторики рук для своего крохи. Но не все знают, как правильно развивать навыки мелкой моторики у своих детей, какие упражнения для этого необходимо выполнять и какие подручные средства задействовать. Перед тем, как поговорить об упражнениях и занятиях, стимулирующих моторику у детей, давайте разберемся с самой сутью данного понятия и инструментами ее влияния на развитие малыша.

Главное в статье

Мелкая моторика ребенка до 3 лет

Мелкая моторика – это умение выполнять различные довольно мелкие манипуляции, задействуя для этого кисти рук и пальцы. Другими словами – это усовершенствованное понятие «ловкости». Точность движений рук и пальцев ребенка объясняется скоординированностью и целенаправленностью важных систем его организма, как мышечной, так и нервной.

Мелкая моторика ребенка до 3-х лет состоит из большого количества самых разных действий: сначала малыш учится захватывать игрушку, немного позже – уже умеет ощупывать ее составные части, а в 2-3 года приобретает первые навыки рисования, старательно удерживая карандаш или ручку.

Новорожденный малыш сначала рассматривает свои ручонки, а потом, посредством первых своих игрушек, учится управлять своими движениями. Первые «захваты» предметов выполняются при помощи всей ладошки, а уже к полугоду он может взять игрушку лишь двумя пальчиками.

Родители должны своевременно учить ребенка верно держать ложку, карандаш или кисть для рисования: все это – необходимые, базовые упражнения для совершенствования его мелкой моторики.

Доказано, что мелкая моторика напрямую связана с центральной нервной системой ребенка. Ее влияние на зрение, слух, память, скорость реакции, восприятие, развитие речи – очень велико.

В головном мозге ребенка центры, отвечающие за моторику и речь «соседствуют» друг с другом. Стимулируя моторику подушечек пальцев рук, мы активизируем речевой центр.

Стремясь развить мелкую моторику у детей, родители применяют множество разнообразных способов. Мы же остановимся на самых интересных и оригинальных.

Крупы для мелкой моторики

Для развития мелкой моторики у детей уже давно применяют различные крупы. Больше всего подходят не слишком мелкие: гречка, рис, перловка, овсянка, а также семечки. Самым маленьким исследователям дают поиграть с фасолью, горохом, кукурузой, разными сортами макарон (рожки, вермишель, ракушки).

В глубокую миску насыпают крупу и дают ее ребенку. Малыш будет прикасаться к такому «материалу» для игры, просыпать крупу сквозь пальчики, стремиться взять отдельную крупинку и подробнее рассмотреть ее. Это не только простимулирует развитие его моторики, но и усовершенствует тактильные ощущения.

Важно: во время занятий не оставляйте малыша одного, во избежание несчастного случая: кроха может проглотить крупинку или подавиться ею.

Если вы все же опасаетесь давать ребенку играться крупами в чистом виде, предлагаем вам взять несколько полотняных мешочков и, заполнив их разными видами круп, дать ребенку ощупать их. Этот прием тоже является прекрасным упражнением для развития ловкости пальчиков.

Когда ребенок достигнет 2-3 лет, с ним можно будет проводить более сложные и интересные занятия, с участием различных круп, например:

  • мама рисует на листе бумаге какое-либо изображение (лучше, чтобы это было забавное животное: кошечка, собачка, мишка, чтобы малыш заинтересовался);
  • ребенку предлагается покрыть рисунок тонким слоем клея, используя кисточку;
  • далее необходимо «раскрасить» рисунок, используя крупы. Например, на ушки наносим гречневую крупу, на брюшко – ячневую, лапки покрываем пшеном.

Со временем крупы приклеятся к изображению, а такой шедевр маленького художника можно обрамить рамкой и любоваться на него долгое время.


Рисование для мелкой моторики

Рисование – не только прекрасный способ разнообразить досуг ребенка, но и отличный метод улучшения его мелкой моторики. Для начала, важно обучить малыша правильно держать ручку, карандаш и кисточку для акварели. Запаситесь терпением: далеко не у каждого ребенка это получается с первого раза. Зато, когда детка уже уверенно держит «орудие» в своих пальчиках, можно приступить к несложным упражнениям.


Рисовать можно не только карандашами, красками или руками: задействуйте для художеств и другие «орудия», такие как ватные палочки или поролоновые губки.

Соединение предметов для моторики

Разборка и собирание воедино различных предметов – отличный тренинг для мелкой моторики ребенка. Предлагаем вам несколько интересных упражнений, которые надолго увлекут даже самого непоседливого малыша:


Сегодня очень популярными являются игрушки-лабиринты для малышей, в которых «перекатываются» по закрученной проволочке различные по форме и цвету деревянные детали. Тактильный контакт с натуральным деревом сам по себе очень полезен для малыша, а соединение мелких деталей в таком лабиринте станет отличной тренировкой для его пальчиков.

Упражнения для мелкой моторики рук у ребенка

Элементарные и простые упражнениялучший способ развить мелкую моторику крохи. Самым маленьким карапузам можно делать массаж ладошек, гладить, слегка надавливать и массировать подушечки каждого пальчика.

Затем, когда малыш уже с интересом наблюдает за вашими действиями, водите по его ладошке, приговаривая разные потешки и присказки, например, известную всем с младенчества «Сорока-ворона». Играйте с малышом в «Ладушки» – так ваше чадо научится хлопать в ладоши, сгибать и распрямлять пальчики.

Когда ребенку исполнится 6-7 месяцев, можно позволить ему играть с бумагой. Дайте ему несколько листов цветной бумаги, лучше, чтобы она была мягкой. Он начнет рассматривать ее, а затем станет рвать на маленькие кусочки: в его возрасте – это крайне полезное и увлекательное занятие, которое заставит его визжать от восторга.

Деткам постарше в качестве упражнения для моторики можно предложить лепку из пластилина или соленого теста, а также упомянутую выше шнуровку.

Использовать для улучшения моторики можно самые разные, отличающиеся по фактуре и размерам предметы

А самыми элементарными пальчиковыми упражнениями являются следующие:

  • пальчики сжимаются в кулачок, далее ребенок вращает кистью влево, потом вправо. Повторить упражнение 5 раз;
  • пальцы с силой сжимаются в кулачок и плавно разжимаются;
  • выпрямить пальчики, а затем сгибать и выпрямлять первые 2 фаланги; повторить 5-7 раз;
  • игра «веер»: разведенные прямые пальчики, начиная с мизинца, сгибаются веерообразным движением. Когда все пальцы собраны в кулачок, провести упражнение, начиная с большого пальца.

Пальчиковые игры для моторики рук

Пальчиковые игры необходимы не только ребенку: они являются хорошим подспорьем для мамочки, которая его воспитывает. Ведь это не только отменная методика развития моторики малыша, но и прекрасный способ отвлечь его и развеселить: каждая такая игра обычно сопровождается веселым стишком или детской потешкой.

Детки, которые регулярно и с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику, быстрее своих сверстников начинают говорить, постигают азы письма, имеют хорошую память и двигательную координацию. Они более собраны и устойчивы к стрессу. Пальчиковые игры необходимы ребенку как можно чаще: лучше всего проводить их каждый день.

Очень важно словесно развлекать ребенка в процессе такой игры. Огромный арсенал пальчиковых игр, заданий и тренингов с забавными, веселыми присказками представлен . Выбирайте игру по своему вкусу, развлекайтесь и развивайтесь!

Пальчиковое развитие для детей дошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста главными атрибутами и помощниками пальчикового развития являются занятия по изготовлению поделок, которые помимо моторики развивают еще и воображение, творческие навыки, умение и желание мастерить.

Купите ребенку детские безопасные ножницы, разноцветные картон и бумагу. Необходимо научить его вырезать, пользоваться клеем, создавать яркие аппликации и мастерить поделки.

Соберите сухие, разноцветные листья на улице и создайте из них яркое осеннее панно.

Эти занятия необходимы не только для пальчикового развития, они также разовьют творческое мышление ребенка, усидчивость и внимательность. Навыки, полученные в процессе таких игр, обязательно пригодятся в детском саду и школе.

Музыкальные игры для моторики рук

Если вы ожидаете от своего ребенка музыкальных достижений, знакомьте его с разнообразными музыкальными инструментами уже с младенчества. Нажатие кнопок и клавиш отлично развивает моторику детских пальчиков, а сопровождающий их звук помогает маленькому человечку понимать связь между его действиями и воспроизводимой музыкой.

Для таких занятий хорошо подойдут детские пианино, бубны, барабаны, гармони, маракасы, ксилофоны и балалайки. В процессе музыкальных игр развивается не только мелкая моторика и активизируется работа пальцев в целом, но совершенствуется и зрительно-двигательная координация, сенсорика и мыслительная сфера, регулируются усилия пальцев и кистей рук ребенка.

Нарушения мелкой моторики

В раннем детском возрасте нарушение развития моторных функций особенно заметно, и тянет за собой ощутимые последствия. Ведь речевое развитие малыша напрямую связано с его моторными навыками и зависит от степени развития движений кистей и пальцев. О нарушениях мелкой моторики можно говорить, когда ребенок:

  • скован, имеет плохую координацию;
  • нерасторопен и неуклюж;
  • часто роняет предметы;
  • редко участвует в подвижных играх, ему сложно подавать и ловить мяч;
  • в возрасте 3-4 лет не может правильно держать карандаш и провести ровную линию;
  • заметна несогласованность действий рук ребенка.

Статистические данные: около 5% всех деток-дошколят страдают нарушениями мелкой моторики и двигательной координации, подавляющее большинство из них – мальчики.

Однако сам диагноз «двигательное нарушение» должен поставить врач, а если вы заподозрили у своего малыша некоторое отставание в развитии моторики, проводите с ним профилактические меры: выполняйте массаж пальчиков и гимнастику для мелкой моторики рук.

Гимнастика для мелкой моторики рук

С некоторыми приемами гимнастики для совершенствования моторики рук ребенка предлагаем познакомиться из видео.

Регулярное выполнение разнообразных упражнений, представленных в нашей статье, обязательно даст ощутимые результаты, не только в плане улучшения навыков мелкой моторики: оно также поможет вашему малышу освоить правильную речь.

Сегодня каждый родитель знает, насколько важно развитие мелкой моторики рук у детей для полноценного формирования личности. Это не только развитие руки и ее функций, но и совершенствование процессов мышления, речи. Специалистами подмечено: при плохой развитости руки наблюдается задержка речевого развития, что влечет за собой замедление процессов внимания, памяти, восприятия, отражается на становлении интеллекта. Понимая всю необходимость формирования моторики рук у дошколят, тем не менее, родители не всегда обращают внимание на этот факт. В результате при переходе в школу некоторые дошкольники имеют явно выраженные речевые и моторные нарушения: плохую артикуляцию, невнятную дикцию, плохую подвижность руки, что влияет на успешность овладения чтением и письмом. Вот почему важно знать, как развивать мелкую моторику у ребенка.

Младенчество - важный этап в развитии моторики пальцев

Для того чтобы правильно организовать домашние занятия, родителям необходимо иметь элементарные представления о том, что такое мелкая моторика и об этапах ее формирования. Все, у кого есть малыши, замечали, что у младенца очень хорошо развит хватательный рефлекс. Если грудничок схватится за палец взрослого, то держится так цепко, что его можно легко приподнимать. Поэтому работу с мелкими мышцами руки полезно начинать с самого рождения. Уже месячный младенец рассматривает ручки, тянет их в рот, а в 3-х месяца сжимает и разжимает кулачок. Пока ненадолго (до 15 секунд), но достаточно уверенно держит в руке удобную игрушку - погремушку. Полугодовалый ребенок проявляет активный интерес к предметам, тянется к ним, стараясь удержать в руках и манипулировать.

Достижения младенца к концу первого года

  • умеет захватывать предметы;
  • удерживает их в руках некоторое время;
  • активно манипулирует с игрушками (одно - два действия);
  • хлопает в ладошки;
  • повторяет движения ручками за взрослым.

Наставления родителям

  1. В каждый период бодрствования упражняйте кроху в моторике рук.
  2. Побуждайте выполнять разнообразные движения ручками, пальчиками, ладошками, кулачками.
  3. Выкладывая грудничка на живот, располагайте на небольшом расстоянии доступные игрушки (все требования к подбору игрушек обязательно соблюдать: безопасность, гигиену, возрастные ограничения).
  4. В местах бодрствования крохи размещайте предметы, которые можно захватывать пальчиками и манипулировать (брать, бросать, сжимать).
  5. Обязательно проводите специальные упражнения для развития мелкой моторики, которые помогут ребенку развить точность и ловкость движений.

Развиваем моторику у грудничков!

Самые благодатные упражнения для крохи - , основанные на народном творчестве. Потешки, песенки, пестушки, сопровождающие игровые действия, всегда привлекают малышей и побуждают их к многократным повторениям за взрослым.

«Солнышко ‒ колоколнышко»

Игра ‒ массаж. Родитель ласково поглаживает ладошки ребенка, побуждая его работать пальчиками: то сжимать, то разжимать. Помогает зафиксировать действия грудничка погремушкой, которую тот должен сжимать в кулачке. Кулачок - солнышко, пальчики - лучики:

Солнышко - солнышко,
Красное колоколнышко,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!

«Ладушки»

Популярная народная игра для маленьких деток, которая доступна даже младенцу. Взрослый берет ручки крохи в свои ладони и, легко похлопывая детскими ладошками, произносит:

Ладушки - ладушки,
Где были? - У бабушки!
‒ Что ели? - Кашку,
Разбили чашку, хлоп!

«Тяни - тяни»

В подобном действии хорошо развивается мелкая моторика рук, мышечная сила. Взрослый вкладывает свои пальцы в ладошки ребенка, чтобы тот крепко ухватился за них. Затем, побуждая грудничка к подтягиванию, взрослый слегка тянет ручки крохи вперед, приговаривая:

Тяни холсты,
Холсты просты!
Тяни, тяни, потягивай,
Поперек, поперек, перекладывай!

Подобных игр ‒ упражнений много в арсенале народной педагогики, хорошо известны "Мальчик - пальчик", "Сорока - белобока", "Этот пальчик - дедушка...".

Важно: родителям надо стараться, чтобы тренировка ручек крохи шла постоянно, усложнять игры с учетом изменений, происходящих в психическом и физическом развитии малыша.

Игрушки для мелкой моторики

Специальные игрушки для развития мелкой моторики - неотъемлемая часть игрового уголка детей. Они выполняют не только свою непосредственную функцию - развивать мелкие мышцы руки, но и воздействуют на общее психическое развитие малыша. Поэтому родителям необходимо тщательно приобретать игрушки для грудничков, которые облегчат организацию специальных занятий и одновременно развлекут кроху. К наиболее популярным игрушкам относятся:

  • развивающие (сенсорные) коврики;
  • пластиковые и деревянные погремушки с ручками разной толщины и длины;
  • музыкальные игрушки с различными клавишами и кнопками;
  • предметы со шнуровкой;
  • слингобусы, напоминающие погремушки (хорошо закрепленные на веревочке пластиковые, вязаные или деревянные бусины разной формы и цвета);
  • игрушки - сортеры (например, «Логический кубик», «Домик с ключами»).

Многие из перечисленных игрушек заботливые родители могут сделать сами.

Важно: игрушка для мелкой моторики должна быть безопасна, вести за собой развитие малыша, побуждать его к самостоятельности.

Как развить мелкую моторику в раннем возрасте?

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) - самый благодатный период для развития руки и речевой активности. Он характерен тем, что рука становится одним из главных инструментов в познании окружающего мира. Чтобы познакомиться с предметом, крохе надо обязательно его потрогать, пощупать, начать взаимодействовать с ним. А взрослому правильно назвать предмет, рассказать о форме, цвете, назначении. Поэтому активность родителей в обучении малыша просто необходима. При правильном развитии детки производят много действий рукой, которые затем совершенствуются в дошкольном возрасте:

  • учатся играть с мелкими игрушками;
  • манипулируют с предметами (от 2 до 3 - 4 действий: катать, бросать, ставить друг на друга, заворачивать);
  • пытаются застегивать пуговицы;
  • шнуровать ботиночки;
  • переливают воду из емкости в емкость;
  • самостоятельно едят ложкой;
  • выполняют гигиенические процедуры (умывание, чистку зубов, вытирание рук и пальцев).

Существует много игр и упражнений, как современных, так и классических, которые идеально подходят для развития мелкой моторики.

Важно: родителям нужно отбирать игры, соответствующие возрасту ребенка и уровню его развития на данном этапе, так как параллельно с моторикой совершенствуются память, внимание, мышление, речь, формируется интеллект.

Игры для малышей

«Волшебный мешочек»

Классическое упражнение хорошо тренирует мелкую моторику, сенсорные ощущения, речь и мышление. Взрослый готовит яркий мешочек, в который складывает небольшие предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, матерчатые и др. Малыш на ощупь находит предмет, взрослый просит назвать его. Затем разглядывает вместе с крохой, спрашивает: как он называется предмет, из чего сделан, как с ним можно играть.

«Волшебная картинка»

Так же как и предыдущее упражнение, игра направлена на формирование моторики, сенсорики, развивает воображение. Взрослый предлагает крохе различной длины и цвета шнурочки, из которых можно выкладывать фигурки. Хорошо, если родитель вместе с ребенком выложит целую картинку: знакомый пейзаж, игрушки, животные, посуду. Малыш может строить различные формы: круги, овалы, треугольники, дорожки.

«Подарок кукле»

В предметной игре взрослый побуждает ребенка многократно действовать с однородными элементами (пластмассовыми или деревянными бусинами), тренируя мелкие мышцы руки, развивая воображение, речь. Ребенок должен нанизывать на толстый шнурок крупные бусины. Монотонное упражнение скрашивается интересным сюжетом: «подарим бусы кукле на день рождения».

Кухня - место для моторики!

В раннем возрасте детишки любят играть там, куда вход им закрыт. Многие мамы боятся допускать ребятишек на кухню, беспокоясь за безопасность ребенка. Но кухня может стать местом не только для приготовления пищи, но и местом тренировки детей. Подготовив безопасное пространство и необходимые предметы, родители могут организовать игры, которые хорошо содействуют развитию мелкой моторики:

  • манипулирование крупами, фасолью (пересыпание из одной пластиковой баночки в другую, счет фасолин, рисование на крупе);
  • лепка из теста;
  • переливание воды из одного сосуда в другой (игра в «кораблики»);
  • мытье пластмассовой посуды;
  • манипулирование с салфетками, бумажными полотенцами (смять, как снежок; разорвать, как снежинки);
  • раскладывание чайных ложек;
  • закрывание и открывание пластиковых контейнеров.

Заботливая мама всегда найдет возможность использовать подручные средства для развития своего малыша!

Развитие моторики у дошколят

В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики идет в опоре на навыки и умения, которые были заложены в предыдущих возрастных периодах. У дошкольника активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления, определяющие общее развитие и формирование моторики. В этом плане используются способы развития руки:

  • специальные занятия (лепка, аппликация, рисование, конструирование);
  • игры и упражнения, направленные на развитие мелких движений, доведенных до автоматизма.

Родителей не должно беспокоить отсутствие педагогического опыта, просто надо выбрать доступные средства для домашнего обучения. Главное, занятия на мелкую моторику должны быть регулярными, идти по принципу - от простого к сложному, с учетом полученного детьми опыта. Чтобы скрасить монотонность некоторых упражнений, целесообразно вводить игровые, соревновательные элементы. Из наиболее популярных способов для дома подойдут:

Пальчиковая гимнастика

Средство для совершенствования мелких мышц, позволяет подготовить руку ребенка к дальнейшему овладению письмом, штриховкой, навыками рисования. Если гимнастику проводить регулярно, она станет привычной для малыша, и он может выполнять упражнения самостоятельно.

Важно: перед гимнастикой обязательно проводится легкий массаж пальчиков (поглаживание, сгибание - разгибание) для того, чтобы разогреть мышцы и повысить тонус.

Вот как могут выглядеть упражнения пальчиковой гимнастики!

«Колечко»

  • Ребенок соединяет по очереди каждый пальчик с большим пальцем, образуя «колечко» и приговаривая: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»
  • Можно изменять темп, начиная медленно, затем убыстряя движения пальчиками: «Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать!»
  • После освоения упражнения в разном темпе, можно предложить выполнять движения двумя руками.

«Игра на рояле»

Для такого упражнения готовится бумажная клавиатура, на которой «играет» ребенок: каждый пальчик опускается на свою клавишу. Действие начинается с медленного темпа, постепенно переходя на более активный. После того, как ребенок освоит упражнение левой и правой рукой, можно тренировать обе руки одновременно.

«Рисуем восьмерки»

Поочередно левой и правой рукой дошкольник рисует в воздухе восьмерку, приговаривая: «У восьмерки два кольца без начала и конца!» В заключении идет синхронное рисование руками.

«Барабанщик»

Ребенок подушечками пальцев стучит по столу, изображая барабанщика: «Барабанщик очень рад, барабанит, барабанит полтора часа подряд!» Подобные упражнения взрослый может сам придумать для занятий с ребенком или найти в специальной литературе. Главное, начинать разминку надо с простых действий, постепенно переходя к более сложным, не забывая синхронно тренировать обе руки.

Штриховка и раскрашивание

Достаточно трудное занятие для дошколят, но очень полезное, помогающее подготовить ребенка к школе. Дети, с которыми не проводилась подобная работа, испытывают трудности при закрашивании рисунков: выходят за пределы контуров, при раскрашивании объемных изображений быстро устают и теряют интерес, закрашивание проводится хаотично. Упражнение в штриховке поможет избежать многих проблем в школьном обучении.

Для штриховки и раскрашивания можно приобрести специальные прописи с контурами предметов или самим сделать рисунки. Главное, что должны знать дети - штриховать предмет нужно в одном направлении, например, только слева направо или сверху вниз. Штриховые линии ложатся плотно друг к другу, от этого рисунок получается аккуратным.

Важно: родителям надо помнить, что сначала детям предлагаются небольшие по объему рисунки. Постепенно изображение увеличивается в размерах, дополняется деталями. Во время работы необходимо делать отдых пальчикам, проводя гимнастику.

Конструкторы, пазлы, мозаика

Игры с конструктором, выкладывание мозаичных картин и собирание пазлов являются хорошей тренировкой для мелкой моторики детей. Сейчас представлено много разнообразных конструкторов: деревянные, металлические, пластмассовые. Особо любимым детками стал конструктор типа Лего. При приобретении нужно учитывать возраст ребенка и степень его подготовленности к тому или иному виду конструктора. Например, малышу нужен пластмассовый конструктор довольно крупных форм с небольшим количеством деталей. Иначе не справившись со сборкой игрушки, ребенок потеряет к ней интерес. Чтобы этого не произошло, родителю на первых порах надо разобраться вместе с дошколенком в деталях и инструкциях. Старшим детям можно приобретать конструктор с более разнообразным количеством деталей, который поможет развивать логическое и пространственное мышление, например, «Город», «Дорога», «Замок». Но и для них важно участие взрослого.

Такой же подход требуется к приобретению пазлов, мозаики, которые сейчас представлены в большом разнообразии.

Занятия с бумагой

Действия с бумагой является отличным средством на развитие мелкой моторики у детей, воображения, творческого мышления. Можно предложить детям заниматься оригами, аппликацией, плетением из бумаги и другими поделками, которые увлекут ребенка и создадут условия для развития моторики пальцев.

Важно: чтобы дошколенок не потерял интерес к творчеству, а вместе с ним возможность тренировки руки, взрослый должен сам хорошо овладеть азами бумажного искусства.

Развиваем мелкую моторику при помощи театра

Отличным средством для развития мелкой моторики и речевого развития является увлечение дошкольников театром. Театр теней и пальчиковый театр помимо своей основной функции могут позабавить ребятишек, стать отличным семейным досугом. Фигурки для пальчикового театра лучше сделать вместе с дошколенком, подобрав персонаж на каждый пальчик. Для этих целей используется бумажные колпачки, вязаные шапочки, на которых изображаются герои постановок. На первых порах лучше разыгрывать сценки знакомых сказок, в которых много диалогов: «Три поросенка», «Лиса и заяц», «Теремок». По мере овладения ребенком навыка управления пальчиками, можно обратиться к любимым мультфильмам.

Движением рук и пальцев под специальным освещением можно разыграть театр теней. Это довольно сложные действия для детей, к которым надо готовиться постепенно. Взрослый, прежде всего, сам должен овладеть приемами показа действующих героев, чтобы потом передать знания ребенку. Поначалу это будут простые изображения, которые легко составляются пальчиками: зайчик, собака, птица. Затем можно разыгрывать целые сценки. Для поддержания интереса к действию используется художественное слово: народные потешки, стихи современных авторов и классиков.

К концу дошкольного возраста ребенок должен овладеть следующими навыками на моторику рук:

  • правильно держать карандаш, кисточку, ножницы;
  • завязывать и развязывать шнурки, застегивать пуговицы, молнию на одежде;
  • пользоваться всеми столовыми приборами;
  • самостоятельно массажировать пальцы;
  • проводить разные линии, не отрывая карандаш от бумаги;
  • штриховать изображения, не выходя за контур;
  • манипулировать с мелкими предметами и деталями.

Введение

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте

Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:

Развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4—4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);

Восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;

Формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет

1. «Сорока-белобока»

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил,
Тебе нет ничего».

2. «Ладушки-хлопушки»

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладу́шки,
Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.

3. «Ладушки»

Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами

Ладушки, ладушки!

(Покажите малышу ладони.)

Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.

(Хлопайте в ладоши.)

Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу — полетели!
На головку сели.

(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову.)

4. «Домик»

Это домик.

(Обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша.

(Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше.

(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)

5. «Прятки»

В прятки пальчики игра-ют-ся,
Откры-ва-ют-ся,

(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закры-ва-ют-ся.

(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

6. «Зайчики»

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять…

(Пересчитайте заек.)

Будем лапками стучать.

(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

Постучали, постучали
И устали.
Сели отдыхать.

(Согните пальцы в кулак.)

7. «Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой.

8. «Сильные пальчики»

Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.

1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.


4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.

5. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).

6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

1. «Рыбак»

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

2. «Дорожка»

Сделайте на столе дорожку шириной 3—5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

3. «Волшебная ложечка»

Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

4. «Сладкий чай»

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

5. «Салют»

Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

6. «Сделай комочек»

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

7. «Подзорная труба»

Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.

8. «Собери палочки»

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет

1. «Лабиринт»

Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.

2. «Бусы»

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

3. «Пройди по дорожке»

Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.

4. «Фигурки»

С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.

5. «Сюрприз»

Заверните значок в 4—5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.

6. «Прищепки на корзинке»

Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.

7. «Разноцветные прищепки»

На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного… цвета.

8. «Угощение»

Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.

Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2—3 раза в день.

1. «Котёнок»

Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.

Ты, котёнок, не пищи!
Лучше маму поищи.

2. «Белка»

Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем — левой.

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

3. «Цап-царап»

Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш внимательно слушает вас. При словах «цап-царап» он должен отдёрнуть ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш «капкан». Затем в игру вступает другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.

По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет —
Коготки поточит.
Цап-царап!

4. «Весёлые пальчики»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.

Большой палец — танцевал,
Указательный — скакал,
Средний палец — приседал,
Безымянный — всё кружился,
А мизинчик — веселился.

5.»Веер»

Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6—8 раз.

6. «Павлин»

Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединяйте и расставляйте пальцы («павлин раскрывает и закрывает хвост»).

У весёлого павлина
Фруктов полная корзина.
В гости ждёт друзей павлин,
А пока павлин один.

7. «Бабочка»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения («бабочка машет крыльями») — сначала одной, потом другой рукой.

8. «На зарядку становись! «

Поочерёдно пригибайте пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касайтесь всех остальных, как бы поднимая их на зарядку. После этого сделайте зарядку — 5 раз сожмите и разожмите кулачок.

Пятый палец — крепко спал.
Четвёртый палец — лишь дремал.
Третий палец — засыпал.
Второй палец — всё зевал.
Первый палец бодро встал,
На зарядку всех поднял.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3—4 лет

1. «Шишки на тарелке»

Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

2. «Обведи предмет»

Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.

3. «Волшебный узор»

Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне — они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.

4. «Пришей пуговицу»

Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.

5. «Разноцветные снежинки»

Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.

6. «Зашнуруй ботинок»

Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.

7. «Волшебная пипетка»

Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.

8. «Маленький аптекарь»

Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

1. «Покрути шишку»

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2—3 минуты.

2. «Покатай шишку»

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1—3 минуты.

3. «Поймай шишку»

Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.

4. «Грецкий орех»

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

5. «Пересыпь орешки»

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

6. «Орехи на подносе»

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

7. «Зёрнышки»

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

8. «Ласковое пёрышко»

Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.

Работаем с пластилином

Здесь вам потребуется несколько копий с приведённых в данном разделе рисунков. Это позволит вашему малышу приобрести навык аккуратной работы с пластилином. Из лучших его работ можно оформить выставку.

Вам понадобится пластилин разного цвета.

1. «Снеговик»

Предложите ребёнку украсить снеговика при помощи пластилина. Пусть малыш потрудится и размажет пальчиками пластилин, не заходя за границы контура рисунка.