Все о тюнинге авто

Методы хронометрирования и пульсометрии на уроках физической культуры. Значение данных методов в регулировании воздействия нагрузки на организм учащихся. Пульсометрия как метод исследования Пульсометрия вывод

Проведение пульсометрии
на уроках физической культуры

Пульсометрия урока физической культуры или его части помогает оценить соответствие нагрузки возрасту, индивидуальным особенностям учащихся, содержанию и условиям проведения занятий. Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в школе. На основании показателей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока, что позволяет оценить эффективность регулирования нагрузки. Для этого вычерчивается физиологическая «кривая нагрузки».

Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин. Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд/мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки. В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин. Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы – 170–180 уд/мин.

Диапазон нагрузок высокой интенсивности составляет 161–175 уд/мин, средней интенсивности 130–160 уд/мин и низкой – 110–130 уд/мин. В каждый урок рекомендуется включать 2–3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 минут – при ЧСС 90–100 % от максимальной.

При проведении пульсометрии на уроке физкультуры частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока: за 5 минут до звонка, на 1-й минуте урока; после подготовительной части урока, 2–3 раза в течение основной части (до и после основных упражнений); после заключительной части урока.

Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц, как и у одного и того же лица в разное время и при разных обстоятельствах, не совпадают. Измеряют же, как правило, частоту сердечных сокращении лишь у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые фиксируются частично в графе «Примечания».

Для обеспечения информативности данных важно соблюдать следующие условия:

своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока (без этого невозможно оформить кривую нагрузки);

подготовить протокол для черновой записи показателей;

заблаговременно выбрать объект наблюдения – по возможности наиболее значимый для анализа. Это должен быть «средний» ученик, характеризующий основную массу учащихся данного класса. Характеристику намеченного ученика дает учитель физического воспитания.

По возможности можно наблюдать за работой нескольких разнотипных представителей класса (и подсчитать у них пульс): девочки и мальчика; сильного и слабого по подготовленности учеников, старательного и нерадивого и т. п. В этом случае каждого ученика наблюдают разные люди. Анализ и обобщение всех данных можно поручить одному из помощников, который оформляет соответствующие материалы.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс перед выполнением упражнений или серии упражнений и сразу после их выполнения. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполненной работы, причем желательно все измерения производить, когда занимающиеся находятся в одной и той же свободной основной стойке.

После окончания урока полученные десятисекундные показатели пульса переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока – его «кривая».

При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.

По высоте «кривой» условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади «кривой» и проекций от исходного пульса – об ее объеме. Записи в примечании дают ответ на возникшие вопросы.

Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.

Графическое изображение динамики пульса

Оценка объема и интенсивности нагрузки в уроке.

Анализ полученных данных и графическое изображение динамики показателей пульса свидетельствуют о значительном объеме и интенсивности нагрузки в уроке.

Урок типа совершенствования усвоенного материала должен характеризоваться более высокими нагрузками.

Несмотря на ценность основной части урока, на 21-й минуте урока наблюдалась слабая организация занимающихся, что привело к нарушениям дисциплины, снижению моторной плотности урока и неоправданному снижению ЧСС.

Хорошо была организована игра, поэтому ЧСС была достаточно высокой, что позволило сохранить оздоровительную направленность урока.

Необходимо уделять внимание и заключительной части урока, так как она призвана обеспечивать целесообразное восстановление функций организма и переход к последующей деятельности. После выполнения игры на внимание обязательно следовало дать упражнения на дыхание и расслабление (это отсутствовало в данном уроке).

Протокол
наблюдения за пульсом
(образец оформления)

Предмет наблюдения – изменение пульса учащегося _______________

в процессе урока физической культуры в _________ классе, проведенного «___» ______ ____ г.

Чиркова Евгения

Хохрина Валентина

Баранова Эмилия

Ф. И. О.

Задачи урока:

1. Обучать броску с двух шагов.

2. Совершенствовать выполнение броска мяча двумя руками от груди.

3. Развивать скоростные способности и скоростную выносливость.

4. Добиваться внимательного отношения

Запись наблюдения

Наименование действий, предшествующих
подсчету пульса

Время подсчета пульса
от начала урока

Частота за

Примечания

10
секунд

1
минуту

Перед входом
в зал

В начале урока
(по звонку)

Окончание подготовительной части урока

Разминка проводилась в движении

Выполнение
1-й серии упражнений:

Выполнение 2-й серии упражнений:

Затянувшееся перестроение

Участие в игре:

Играл активно

После заключительной части урока

Пульсометрия является одним из способов контроля за нагрузкой на уроке физической культуры. На основании показателей пульса определяется реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этой реакции на протяжении всего урока.

Пульсометрия позволяет выяснить соответствие нагрузки возрасту и особенностям отдельных учащихся, содержанию и условиям проведения за­нятия.

Для проведения пулъсометрии необходимо:

    заранее подготовить часы с секундной стрелкой или механический (а лучше электронный) хрономегр типа «Электроника-50» или «Электроника ИТ - 01»;

    подготовить протокол для черновой записи показателей;

    заблаговременно выбрать объект наблюдения. Это должен быть «средний» ученик, характеризующий основную массу данного класса. Он выбирается по рекомендации учителя физической куль­туры из числа наиболее дисциплинированных, активно и добросо­вестно выполняющих задания учителя.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заранее предупре­дить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры.

Подсчитывать пульс следует сразу после окончания упражнения или серии упражнений и перед выполнением. Для этого хронометрирующий дол­жен своевременно подойти к ученику, чтобы не отвлекать его и избежать пау­зы после выполненной работы.

В среднем на уроке у наблюдаемого подсчитывается пульс 8-10 раз. Как правило, первая проба берется перед началом урока. Для этого необходимо убедиться, что ученик находится в спокойном состоянии, т.е. показатель пульса должен быть обычным для него. Измеряют пульс перед вводной ча­стью урока и после нее, перед выполнением и после выполнения упражнений, с помощью которых решаются основные задачи урока, перед заключительной частью урока и после его окончания. В общем пробу пульса следует брать не реже, чем через 3-5 мин, хотя от этого требования возможны отступления, обусловленные содержанием проводимого урока.

Продолжительность каждой пробы 10 сек. В ходе обработки протокола количество ударов за 10 сек., умножают на 6 и определяют ЧСС в минуту.

После всех измерений составляют кривую нагрузки (желательно на миллиметровой бумаге). По горизонтальной линии от исходной точки откла­дывают время с указанием частей урока, а время измерения пульса отмечают точками; по вертикальной линии от той же исходной точки отмечают количе­ство ударов пульса, начиная от исходного показателя пульс (перед уроком).

Пользуясь расчетными цифрами из протокола учета пульсовых данных по временному показателю замера пульса и величине его за одну минуту, на­ходят координаты различных точек. Последовательно соединяя точки цвет­ными карандашами, вычерчивают кривую, которая отражает динамику на­грузки во время урока.

По этой же кривой можно судить об эффективности отдельных частей урока в плане физической нагрузки. При этом, однако, следует иметь в виду, что изменения ЧСС происходят не только в зависимости от характера и вели­чины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на уроке физи­ческой культуры нередко достигают значительной силы. Поэтому относи­тельно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые частично фиксируются в протоколе в графе «Примечание» (см. табл.).

В заключении выполняется письменный анализ нагрузки, где дается оценка величины нагрузки, ее динамики, рекомендации проводящему занятие по организации двигательной деятельности занимающихся на уроке.

ПРОТОКОЛ измерения пульса

Дата _________________________________________________________________________

Класс________________________________________________________________________

Наблюдение проводилось за ____________________________________________________

(фамилия, имя ученика)

Урок провел__________________________________________________________________

(Ф.И.О. проводящего урок)

Задачи урока:

Пульс до занятий в покое_____________________________________________________________

Схема педагогического анализа урока физкультуры

Сложность полного наблюдения и анализа обусловлена необходимо­стью восприятия, одновременного осмысления и оценки всех сторон учебно-воспитательной деятельности, поведения педагога и учащихся, а также усло­вий и результативности педагогической деятельности.

Все это можно фиксировать либо в виде «сплошной» черновой записи воспринимаемого на уроке с последующим выделением, систематизацией и обобщением наиболее существенного, либо в виде избирательного разнесе­ния воспринимаемого по заранее составленным графам чернового протокола (например, задачи и предметное содержание урока, организация и применяе­мые методы обучения и воспитания, дозировка нагрузок, поведение педагога и учащихся, характер и результаты их действий и т.п.).

Для ориентировки в основных направлениях полного педагогического наблюдения и анализа урока предлагается схема:

1.Подготовка учителя к уроку

    Наличие плана-конспекта, тщательность его разработки (четкость формулировки задач, подбор средств соответственно программ­ным требованиям, разработанность организации и методики обу­чения и воспитания).

    Предварительная подготовка мест занятий и инвентаря.

3.Подготовка помощников из числа учащихся, их предварительное инструктирование (физоргов, дежурных, групповодов, судей и т.п.)

4. Внешний вид учителя (специальная одежа и обувь, их состояние). Внешний вид занимающихся.

  • Вопрос 2 Двигательные ошибки, их характеристика, причины возникновения, способы их устранения
  • Экзаменационный билет № 6
  • 1. Физические упражнения, их классификация. Многосторонность и обусловленность влияния физических упражнений на занимающихся.
  • 2. Общая характеристика физических качеств (понятие, взаимосвязь способностей и качеств, классификация, закономерности развития).
  • 3. Схема развёртывания учебного материала по физической культуре в начальной школе.
  • Экзаменационный билет № 5
  • 1. Определение понятия «культура». Понятие «культура физическая, её связь с общей культурой..
  • 2. Гибкость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • 3.Познавательные универсальные учебные действия, способы их формирования.
  • Билет №7 _________________________________________________________________________________
  • Билет 8
  • 1. Пространственные характеристики
  • Экзаменационный билет № 9
  • 1. Игровой и соревновательный методы, их значение и особенности использования:
  • 2. Выносливость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • 3. Формирование самооценки двигательного действия на уроке физической культуры.
  • Экзаменационный билет № 10
  • 1. Круговая тренировка как организационно-педагогическая форма занятия (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2. Координационные способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • Билет № 11
  • 1 Вопрос: . Методы разучивания двигательных действий в целом и по частям (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2 Вопрос: Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
  • 3 Вопрос: Педагогический анализ и оценка как метод исследования.
  • Билет № 12:
  • 1 Вопрос: Метод равномерного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2 Вопрос: Особенности построения спортивной тренировки (макроциклы, мезоциклы, микроциклы).
  • 3 Вопрос: Требования к составлению списка литературы (библиографический список).
  • Билет 13
  • 1. Нагрузка и отдых при занятиях физическими упражнениями, их виды. Приемы регулирования и дозирования нагрузки.
  • 2. Тактическая подготовка спортсмена. Особенности тактической подготовки в различных видах спорта.
  • 3. Педагогический эксперимент как метод исследования
  • Билет 14
  • 1. Метод переменного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты)
  • 2. Занятия урочного типа, их отличительные особенности, типы уроков.
  • 3. Анкетирование как метод исследования
  • Экзаменационный билет № 15
  • 3. Пульсометрия как метод исследования.
  • Экзаменационный билет № 16
  • 1. Метод интервального упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2. Понятие о планировании в физической культуре (назначение, методические требования, виды, содержание и документы). Технологическая карта урока.
  • 3. Тестирование как метод исследования.
  • Билет 17
  • Вопрос 1. Методы использования слова
  • Вопрос 2. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
  • Вопрос 3. Беседа как метод опроса при исследовании
  • Билет 18
  • Вопрос 1. Методы обеспечения наглядности при занятиях физическими упражнениями (по л.П. Матвееву).
  • Вопрос 2. Спортивная ориентация и отбор в спорте.
  • Вопрос 3. Педагогическое наблюдение как метод исследования.
  • Билет 19
  • Вопрос 1:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 2:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 3:______________________________________________________________________________________
  • Билет 20
  • Вопрос 1:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 2:_______________________________________________________________________________
  • Вопрос 3:______________________________________________________________________________
  • 21 Билет
  • 2. Тренировочный процесс как объект управления.
  • 3. Факторы, влияющие на эффективность обучения двигательным действиям учащихся.
  • 22 Билет
  • 1.Принцип непрерывности процесса занятий физическими упражнениями (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
  • 2. Педагогический контроль по физической культуре в школе, его значение и содержание. Алгоритм создания контрольно-измерительных материалов
  • 16.3. Виды, содержание и основы методики контроля и учета
  • Экзаменационный билет № 23
  • 1. Принцип систематичности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями)
  • 2. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки (значение, задачи, средства, методические основы построения).
  • 24 Билет
  • 1.Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  • 3.Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
  • 3. Пульсометрия как метод исследования.

    Пульсометрия - метод, позволяющий определить адекватность реакции организма учащихся на величину выполненной физической нагрузки. Суть метода заключается в подсчете и анализе частоты сердечных сокращений (ЧСС) у учащихся в различные периоды урока или физкультурных занятий.

    Методика применения метода пульсометрии. До начала урока необходимо определить на выбор одного из класса, за которым будет вестись наблюдение. для контроля выбираетс только основная медицинская. Затем в состоянии покоя(например сидя), проводим подсчет ЧСС за 1 минуту. Данная величина, например, 78 уд/мин., является исходным показателем для сравнения со всеми последующими замерами величины ЧСС. (Все последующие замеры ЧСС проводим только в положении сидя).

    Затем, с учетом плана урока, проводим замеры ЧСС в подготовительной, основной и заключительной частях урока:

    ♦ до начала выполнения упражнений;

    ♦ сразу после выполненных упражнений;

    ♦ во время отдыха после выполненных упражнений;

    ♦ во время прослушивания учащимися объяснений учителя; Последние три замера ЧСС проводим на последних минутах урока,

    когда учитель уже дал команду об окончании урока, а также через 3 и 5 минут после звонка с урока.

    Анализируя полученные показатели, необходимо помнить, что величина ЧСС в подготовительной части урока должна постепенно повышаться и может превысить исходную (в данном случае 78 уд/мин) на 50% - 70%.

    В основной части урока, в зависимости от раздела программы (т.е. вида спорта), задач урока, выбранных методов организации занятий и т.п. величина ЧСС может превышать исходную на 100% - 130%.

    В заключительной части урока величина ЧСС должна постепенно снижаться и может достичь исходной величины. Физиологической нормой считаются такие показатели, когда величина ЧСС на последней минуте урока не превышает исходную более чем на 15% - 20%, а на 5-ой минуте после урока она приближается к исходной. Превышение указанных показателей может говорить о том, что:

    ♦ учитель не выполнил комплекс восстановительных упражнений в конце урока, или не достиг необходимого эффекта восстановления при выполнении данного комплекса;

      предложенная учителем физическая нагрузка превышала возможности детского организма, т.е. учитель не учитывал реальный уровень физической подготовленности учащихся;

      учитель игнорирует индивидуальные возрастно-половые особенности развития детского организма, что говорит о низком уровне его профессиональной подготовки и др.

    При анализе просмотренного урока желательно определить истинные причины превышения показателей ЧСС и предложить учителю пути их исправления.

    Экзаменационный билет № 16

    1. Метод интервального упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).

    Интервальный метод внешне походит на повторный. Но если при повторном методе характер воздействия на организм определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают также интервалы отдыха.

    По интенсивности нагрузки выделяют два варианта интервального метода:

    1) экстенсивно-интервальный метод;

    2) интенсивно-интервальный метод.

    По изменению длительности нагрузки при очередном повторении упражнения можно выделить следующие варианты интервального метода

    1) с постепенным увеличением длительности работы;

    2) с постепенным уменьшением длительности выполнения упражнения;

    3) с чередованием длительности работы в каждой серии.

    По характеру изменения продолжительности интервалов отдыха между очередным выполнение упражнения можно выделить:

    1) «жесткий» интервальный метод;

    2) «облегченный» интервальный метод.

    Два вида:

    1. МЕДЛЕННАЯ ИНТЕРВАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА

    Суть ее состоит в преодолении тренировочных отрезков спортсменом в пульсовом режиме более низком, чем его соревновательный пульс и короткими интервалами отдыха, которые должны обеспечить неполное восстановление. В качестве примера приведем тренировку бегуна, использующего медленный интервальный метод (бег 5 Х 800 м) в пульсовом режиме 181 – 190 уд./мин. длительность интервала отдыха бегом трусцой (или частично ходьбой) до пульсового режима 140 – 150 уд./мин. Соревновательный пульс у данного бегуна на основной дистанции (1500 м) равен 201 – 205 уд./мин.

    Данный метод применяется для развития сердечно – сосудистой систем, что влияет больше на совершенствование общей выносливости спортсмена, чем специальной. Поэтому его не следует часто применять в подготовке бегунов, тренирующихся на дистанции 800 м, и вероятно, не надо использовать во время подготовки к основным соревнованиям на дистанции 1500 м.

    2. БЫСТРАЯ ИНТЕРВАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА

    Суть ее состоит в том, что она по сравнению с медленной интервальной тренировки допускает более высокий пульсовой режим преодоления на отрезках и более продолжительный отдых между тренировочными отрезками, а, следовательно, большую степень восстановления.

    Тот же самый пример тренировки – бег 5 Х 800 м, используемый спортсменом через несколько дней был видоизменен и превратился в пример быстрой интервальной тренировки 5 Х 800 м в пульсовом режиме 191 – 195уд./мин. и длительностью интервала отдыха бегом трусцой до пульсового режима 120 уд. /мин.

    Данный метод тренировки в первую очередь оказывает влияние на развитие скелетных мышц ног. Он направлен, в основном, на совершенствование специальной выносливости и скорости бегуна и тем самым повышает выносливость скелетных мышц и выносливость сердечно – сосудистой системы, их способность переносить накопление продуктов распада и работать в анаэробных условиях (без кислорода).

    Медленный интервальный метод находит основное применение на начальных этапах подготовки, быстрый в соревновательных сезонах.

    Однако, чтобы метод тренировки мог классифицирован как интервальный он должен:

    1)состоять из серий повторений тренировочных отрезков, преодолеваемых в пульсовом режиме ниже, чем при повторном методе.

    2) включать интервал отдыха небольшой продолжительности достаточной лишь частичного восстановления частоты сердечных сокращений после предшествующей «порции» работ.

    Термин «интервальная тренировка» нередко еще используется ошибочно при описании любого тренировочного метода, включающего повторение отрезков в чередовании с интервалом отдыха. Термин этот по своему происхождению действительно связан со словосочетанием «интервал» отдыха. Но интервал отдыха далеко не главный компонент данного метода, но об этом речь пойдет ниже.

    Если в интервальной тренировке, например, серия преодолеваемых отрезков прерывается более длинным интервалом отдыха во время которого ЧСС у спортсмена может снизиться почти до нормального уровня (т. е. ниже 90 – 100 уд./мин.), то такая тренировка превращается в повторную. Точная граница между тем, где заканчивается один метод тренировки и начинается другой, в большинстве случаев зависит от интерпретации тренера.

    Повторная тренировка представляет собой преодоление спортсменом нескольких отрезков постоянной длины, которые могут либо короче соревновательной дистанции, либо равны ей, либо длиннее ее. Пульсовой режим преодоления приведенных выше отрезков при применении повторного метода надо планировать исходя из соревновательного пульса спортсмена, который он имеет на основной дистанции.

    Для наглядности приведем пример повторной тренировки для средневика на длинных отрезках по пульсовому режиму: 1000 м Х 2 с интервалом отдыха почти до полного восстановления ЧСС. Соревновательный пульс у бегуна на основной дистанции (800 м) равен 191 – 195 уд./мин. Следовательно, пульсовой режим при использовании повторного метода у спортсмена должен быть несколько выше, чем при быстром интервальном методе, т. е. 186 – 190 уд./мин. За интервал отдыха (ходьбой или сидя) ЧСС у спортсмена должна достигать уровня ниже 90 – 100 уд./мин. И только после этого можно продолжить повторение следующего отрезка. Использующие в повторном методе интервалы отдыха должны обеспечить относительно полное восстановление организма спортсмена к началу выполнения очередной «порции» работы.

    Воздействие повторного метода тренировки на организм спортсмена всегда носит острый характер, поэтому его следует применять осторожно и в умеренном объеме. Небольшое количество спринтерских отрезков (30 м Х 2 – 3; 60 – 2 – 3; 100 м 1- 3), выполняемых повторным методом можно включать почти в каждом основном тренировочном занятии. Однако объем бега на коротких отрезках (200, 300, 400 м) при использовании повторного метода за одно тренировочное занятие не должно быть больше (1000 – 2000 м) для средневиков и стайеров.

    Правильно применяемый повторный метод тренировки повышает способность спортсмена поддерживать довольно высокий пульсовой режим бега в течение «среднего отрезка» времени. Повторная тренировка это не спринт и не бег в полную силу. Спортсмен бежит с заданной и контролируемой ЧСС, которая зависит от того, к какой дистанции и пульсовому режиму он должен подготовить свой организм. Этот тип тренировки является средством развития специальной выносливости и скорости, а может рассматриваться и как метод, направленный на выработку темпа. Поэтому этот метод тренировки находит основное применение в соревновательных сезонах.

    При включении прерывистых методов тренировки (интервального, повторного, варианты серий тренировочных отрезков и др.) в тренировочную программу тренеру или спортсмену следует учитывать пять компонентов в этих методах:

    1) Длина тренировочных отрезков;

    2) Пульсовой режим преодоления отрезков (т. е. скорость бега);

    3) Интервал отдыха между повторениями;

    4) Количество повторений в тренировочной серии;

    5) Форма отдыха

    06.01.2011

    Вариационная пульсометрия первоначально создавалась для нужд космической медицины и теперь стала общепризнанной и в спортивной медицине. Данный материал предназначен для пользователей аппаратно-программных комплексов «ВедаПульс» и «КардиоБОС».

    Методика вариационной пульсометрии используется для следующих задач:
    1. Оценка готовности спортсменов к соревнованиям. Определение адаптационного потенциала и стрессовой устойчивости, выявление состояния перетренированности.
    2. Общий контроль над состоянием здоровья спортсменов.
    3. Предупреждение риска внезапной остановки сердца.
    4. Подбор оптимального режима тренировок для каждого спортсмена в отдельности.

    Возможны следующие варианты методики:
    1. Проведение обследований до, во время и после тренировок.
    2. Проведение самых различных функциональных проб. Прежде всего, ортостатической пробы (регистрация пульса лежа и стоя) и проб с дозированной нагрузкой.

    Нормативы здоровья у обычных людей и натренированных спортсменов

    Принципиальным отличием при оценке данных вариабельности сердечных сокращений (ВРС) у натренированных спортсменов от результатов обычных людей является то, что у спортсменов часто наблюдается смещение сердечного ритма в сторону умеренной брадикардии (среднее ЧСС - 50-60) и расширение диапазона вариабельности сердечных сокращений (ВР). ВР — это разница между максимальным и минимальным значениями RR-интервалов, графически отображается как ширина основания гистограммы. Нормальные значения ВР – от 150 до 300 Мс. Но у спортсменов допустимые пределы нормы выше, и вариационный размах может достигать 500 Мс. Единых норм не существует, и многие исследователи публикуют различающиеся цифры. Дело в том, что разные виды спорта отличаются по степени воздействия на организм, и поэтому невозможно выработать однозначные критерии для всех. Особенно велики изменения у спортсменов, занимающихся аэробными видами спорта (биатлон, плавание, футбол, хоккей…).

    Кроме средней ЧСС и ВР, отличаются и нормативы общей мощности спектра (TP). Если у обычных людей нормой мощности спектра является 2000-3000 единиц, то у спортсменов она может достигать 5000 и, по некоторым публикациям, даже 9000 единиц.
    Итак: что у обычного человека уже считается проявлением вегетативных нарушений (склонность к ваго-инсулярному типу реагирования), у мастера спорта может считаться нормальным. Конечно, до указанных выше пределов.

    При всех сложностях и отсутствии строгих общепризнанных норм для показателей ВРС, тем не менее, есть общие тенденции, справедливые для людей, занимающихся как большим спортом, так и оздоровительными физическими упражнениями. Это и позволяет с большой степенью эффективности использовать данный метод на практике.

    Проведение обследований до и после тренировки

    Самым очевидным способом контроля над тренировочным процессом является проведение обследований до и после тренировки. Организм спортсмена, находящегося в хорошей форме, при адекватной для него физической нагрузке задействует механизм регуляции, связанный с увеличением активности симпатического отдела нервной системы (LF). При этом обычно происходит увеличение диапазона вариабельности сердечных сокращений (ВР), что приводит к снижению значения индекса напряжения (ИН).

    Затем после окончания тренировки организм спортсмена переключается в режим восстановления сил, о чем говорит рост доли HF (парасимпатический отдел нервной системы), который происходит при сокращении доли LF, и на следующий день до начала тренировки соотношение HF/ LF приходит в норму и доли становятся примерно равными. При этом доля VLF (нейрогуморального отдела нервной системы) обычно остается примерно на одном уровне, что свидетельствует о том, что организм справляется с нагрузкой средствами исключительно вегетативной нервной системы, не задействуя нейрогуморальные механизмы.

    При оптимально подобранных нагрузках на тренировках по мере улучшения функционального состояния организма, роста адаптационного потенциала происходит рост общей мощности спектра (главным образом — за счет увеличения роли парасимпатической составляющей (HF-компонента).

    А при физическом перенапряжении уже за 7-10 дней до снижения спортивных результатов начинает уменьшаться мощность HF и относительно возрастает доля LF и VLF . Часто это происходит на фоне брадикардии. Эта тенденция будет сначала заметна на результатах обследований после тренировки (когда организму недостаточно механизмов симпатической регуляции и он начинает задействовать нейрогуморальные способы), а потом и на результатах обследований до тренировки (что уже говорит о недостаточности времени на отдых и неспособности восстановления сил за ночь).

    При дальнейшем увеличении чрезмерной нагрузки возможны два типа реакции сердечного ритма:
    1. Формирование маловариабельного ритма (сужение диапазона ВР) на фоне брадикардии.
    2. Резкий срыв ритма — выраженная нерегулярность ритма с одновременным увеличением частоты сердечных сокращений (то, что обычно называется «загнанная лошадь»).

    Естественно, что в первом случае будет расти индекс напряжения, отражая рост влияния стрессовых воздействий на организм, а во втором — ИН будет снижаться, что, конечно, уже нельзя будет считать маркером уменьшения стресса, так как индекс напряжения может рассматриваться как объективный показатель только в ситуациях регулярного ритма.

    О функциональных пробах будет рассказано в отдельных статьях.

    Пульсометрия - это регистрация изменения пульса (частоты сердечных сокращений, чсс) под воздействием физических, эмоциональных, стрессовых нагрузок.

    Метод пульсометрии

    Метод пульсометрии заключается в следующем:

    1. замеряется пульс (ЧСС) в состоянии покоя, чаще сидя,
    2. проводится нагрузка (физическая, эмоциональная, стресс и т.п.),
    3. замеряется пульс после нагрузки,
    4. полученные данные заносят в таблицу,
    5. сравнивают с показателями нормы (если применимо) и делают выводы.

    В некоторых исследованиях замеряют пульс после нагрузки несколько раз - с равными интервалами, и пока он не достигнет состояния до нагрузки. Это нужно, чтобы понять скорость восстановления.

    Как мерить пульс

    При методе с секундомером, считается количество "ударов" пульса за одну минуту. Замер проводится:

    • на запястье,
    • на шее, сонная артерия (с осторожностью, не нажимать сильно),
    • на локтевом сгибе,
    • на виске, выше уровня брови

    Сейчас всё чаще применяют электронные пульсометры, которые стали широко распространены и доступны по цене.

    Вариационная пульсометрия

    Вариационная пульсометрия (ВП) - занимается изучением распределения кардиоинтервалов.

    один удар пульса:

    Кардиоинтервалы:

    график кардиоинтервалов:

    определение Mo и AMo кардиоинтервалов через построение гистограммы:

    Р. М. Баевский указывает на следующие базовые показатели ВП:

    1. Мода (Мо) – типичный диапазон кардиоинтервалов R-R(с). По сути означает ожидаемый диапазон работы синусового узла системы кровообращения, характеризует активность гуморального канала регуляции;
    2. АМо – (амплитуда моды) – это процент кардиоинтервалов, укладывающихся в диапазон Мо, отражает степень централизации управления сердечным ритмом и находится под влиянием синаптического отдела вегетативной НС;
    3. Вариационный размах (Вр, синонимимы - Dx, Ax) - равен максимальной амплитуде колебаний кардиоинтервалов Вр=Rmax-Rmin, означает максимальную разницу в продолжительности кардиоциклов. Обычно отражает тонус парасимпатического отдела ВНС. В особых условиях, существенное влияние на Вр могут оказывать сигналы из подкорковой области;
    4. ВПР - вегетативный показатель ритма. ВПР = 1 /(Мо х Вр); отражает баланс между автономным контуром регуляции и парасимпатическим отделом. Чем больше величина, тем больше вклад автономного контура;
    5. ИН - индекс напряжения регуляторных систем. ИН = АМо/(2ВР х Mo), отражает степень централизации управления сердечным ритмом. Низкая величина ИН означает большой вклад автономного контура и парасимпатического отдела, высокий Ин - высокую степень централизации управления сердечным ритмом.

    Графики вариационной пульсометрии при наблюдении за коровами:

    Анализ данных пульсометрии

    При анализе данных учитывают следующие показатели нормы у взрослых людей:

    • Мо - 0.80 ± 0.04 сек.,
    • АМо - 43.0 ± 0.9%,
    • ВР - 0.21 ± 0.01 сек.
    • ИН от 80 до 140 усл.ед.

    Выводы

    Выводы делаются на следующем основании: чем ниже ИН, тем лучше тренирован (адаптирован) к нагрузке человек. Однако ИН < 20 может говорить о вегетативной дисрегуляции, а ИН>100 - об аритмии.