Все о тюнинге авто

Интегральная подготовка в избранном виде спорта. Интегральная подготовленность спортсмена. Виды, задачи и средства физической подготовки

СТРУКТУРА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ


План

Введение

1. Техническая подготовка и техническая подготовленность

2. Физическая подготовка

3. Тактическая подготовка

4. Психическая подготовка

5. Интегральная подготовка


Введение

В специальной литературе выделяют различные виды и разновидности подготовки спортсменов. Обобщение разрозненных и относительно устоявшихся мнений позволяет предложить три наиболее значимых признака для их общей классификации:

По преимущественному влиянию на те или иные компоненты готовности спортсмена к достижению (техническая, тактическая, физическая, психологическая, интеллектуальная (теоретическая) подготовка);

По характеру взаимосвязи со спортивной специализацией (общая и специальная подготовка);

По степени соединения, сочетания и реализации в условиях тренировочной и соревновательной деятельности различных сторон подготовленности, качеств и способностей (интегральная подготовка).

1. Техническая подготовка и техническая подготовленность

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.

Спортивная техника - это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.

Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.

1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т.д.

2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.

3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы. (Курамшин Ю.Ф., 2003, стр.356-357)

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов

В структуре технической подготовленности важно выделить:

Базовые движения , к ним относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно эффективное осуществление соревновательной борьбы с соблюдением существующих правил. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта.

Дополнительные движения и действия – это второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенностями. Именно они и формируют индивидуальную техническую манеру, стиль спортсмена.

По степени освоения приемов и действий техническая подготовленность характеризуется тремя уровнями:

1 - наличием двигательных представлений о приемах и действиях, и попыток их выполнения;

2 – возникновением двигательного умения;

3 – образованием двигательного навыка.

Двигательное умение отличают нестабильные и не всегда адекватные способы решений двигательной задачи, значительная концентрация внимания при выполнении отдельных движений, отсутствие автоматизированного управления ими.

Характерными особенностями двигательного навыка, напротив, является стабильность движений, их надежность и автоматизированность. (Платонов, Теория спорта, стр. 144)

Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством . Критериями технического мастерства являются:

Объем техники - общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

Разносторонность техники - степень разнообразия технических приемов. Так, в спортивных играх это - соотношение частоты использования разных игровых приемов.

Эффективность владения спортивной техникой характеризуется степенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту.

Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие. Для хорошо освоенных движений типичны:

а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях;

б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий противника в усложненных условиях);

в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;

г) автоматизированность выполнения действий.

Виды, задачи, средства и методы, технической подготовки спортсмена

Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.

Задачи ОТП:

1.Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.

2.Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.

Специальная техническая подготовка направлена на овладение техникой движений в избранном виде спорта. Её задачи:

1. Сформировать знания о технике спортивных действий.

2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена.

3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.

4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).

5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее (например, "фосбюри-флоп" в прыжках в высоту; техника толкания ядра по принципу поворота, как в метании диска; "коньковый" ход в лыжах и др.).

В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:

Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К ним относятся:

а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

б) показ техники изучаемого движения;

в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видео записи;

г) использование предметных и других ориентиров;

д) звуко- и светолидирование;

е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.

Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений. В этом случае применяются:

а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;

б) специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта;

в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;

г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.

Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

Этапы и содержание технической подготовки в многолетнем и годичном циклах тренировки

Многолетний процесс технической подготовки спортсмена можно подразделить на 3 стадии:

1. Стадию базовой технической подготовки.

2. Стадию углубленного технического совершенствования и достижение высшего спортивно-технического мастерства.

3. Стадию сохранения спортивно-технического мастерства. Каждая стадия включает этапы, состоящие из годичных циклов. Например, первая стадия состоит обычно из 4-6 годичных циклов, вторая - 6-8, третья - 4-6.

2. Физическая подготовка

Физическая подготовка спортсмена направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей - силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости.

Современный спорт предъявляет высокие требования к физической подготовленности спортсменов. Это объясняется следующими факторами:

1. Рост спортивных достижений всегда требует нового уровня развития физических способностей спортсмена. Например, для того чтобы толкнуть ядро за 20 м, необходима не только совершенная техника, но и очень высокий уровень развития силы и быстроты. Расчеты показывают, что увеличение дальности полета ядра на 1 м требует повышения мощности толчкового усилия на 5-7%.

2. Высокий уровень физической подготовленности - одно из важных условий для повышения тренировочных и соревновательных нагрузок. За последние 20-25 лет показатели нагрузок в годичном цикле у сильнейших спортсменов мира увеличились в 3-4 раза. Вследствие этого резко возросло и количество спортсменов с хроническим перенапряжением миокарда. Это заболевание характерно в основном для спортсменов, имеющих недостатки в физическом развитии, в деятельности отдельных органов и систем.

Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов - уровню развития отдельных качеств, функциональным возможностям и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста и квалификации.

Виды, задачи и средства физической подготовки

Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обусловливающих успех спортивной деятельности.

Задачи ОФП:

1. Повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма.

2. Развитие всех основных физических качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.

3. Устранение недостатков в физическом развитии.

Средствами ОФП являются упражнения из своего и других видов спорта. Значительное место отводится также упражнениям на развитие ловкости и гибкости. Меньший удельный вес имеют упражнения на развитие общей выносливости. У бегунов на длинные дистанции, наоборот, упражнения на развитие общей выносливости играют особую роль. Им отводится значительное место в процессе ОФП. Силовые упражнения выполняются с небольшими отягощениями, но большим числом повторений.

СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.

Задачи СФП:

1. Развитие физических способностей, необходимых для данного вида спорта.

2. Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижения в избранном виде спорта.

3. Воспитание способностей проявлять имеющийся функциональный потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности. Например, у пловцов максимальное потребление кислорода (МПК) при стандартной нагрузке в лабораторных условиях составляет в среднем 70 мл/кг мин. А при плавании с соревновательной скоростью - 46 мл/кг/мин, т.е. всего 65% от МПК.

4. Формирование телосложения спортсменов с учетом требований конкретной спортивной дисциплины. Например, показатели телосложения (рост, вес, конституция и т.д.) у легкоатлетов, специализирующихся на разные дистанции, как правило, отличаются между собой. Поэтому в процессе СФП следует направленно воздействовать на те компоненты телосложения, от которых зависит успех в избранном виде спорта и которые можно целенаправленно изменять с помощью средств и методов спортивной тренировки.

Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.

Соотношение средств ОФП и СФП в тренировке спортсмена зависит от решаемых задач, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена, вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса и др.

С ростом квалификации спортсмена увеличивается удельный вес средств СФП и соответственно уменьшается объем средств ОФП.

3. Тактическая подготовка

Тактическая подготовка спортсмена направлена на овладение спортивной тактикой и достижение тактического мастерства в избранном виде спорта. Тактика - это совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований.

Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Тактика может быть также пассивной, активной и комбинированной (смешанной).

Пассивная тактика - это заранее предусмотренное предоставление инициативы противнику для того, чтобы в нужный момент предпринять активные действия. Например, финишный "бросок" из-за спины в беге, велосипедном спорте, контратака в боксе, фехтовании, в футболе и др.

Активная тактика - это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Например, бег с нерегулярно меняющейся скоростью, так называемый рваный бег, резкие переходы от активного наступательного боя в боксе к замедленному. Частая смена технических приемов и комбинаций в футболе, гандболе; достижение высокого результата сразу же в первой попытке, заезде, заплыве - в прыжках в длину и в высоту, метаниях, велоспорте, плавании и др.

Смешанная тактика включает в себя активные и пассивные формы ведения соревновательной борьбы.

Тактика спортсмена в соревнованиях определяется, прежде всего, той задачей, которую ставят перед ним. Все разнообразие таких задач в конечном счете можно свести к четырем:

1. Показать максимальный, рекордный результат.

2. Победить соперника независимо от того, какой будет показан результат.

3. Выиграть соревнования и одновременно показать высший результат.

4. Показать результат, достаточный для выхода в следующий тур соревнований - четвертьфинал, полуфинал и финал.

От решения какой-либо одной из этих задач в соревновании и будет зависеть, какую тактику изберет спортсмен или команда. Можно выделить 4 тактические формы ведения соревновательной борьбы:

1. Тактика рекордов. В циклических видах спорта чаще всего применяется тактика лидирования в ходе состязания. Спортсмен берет на себя роль лидера задолго до финиша и старается удержать преимущество до конца соревнований. Указанная тактика может вывести из равновесия основных конкурентов, заставить их нервничать, менять свои тактические планы.

Выделяют два варианта тактики лидирования:

Лидирование с равномерной скоростью при прохождении дистанции - в беге, плавании, гребле;

Лидирование с изменением скорости, темпа на дистанции. Тактику рекордов с равномерным темпом успешно демонстрировали такие известные бегуны на длинные дистанции, как П. Болотников, Н. Свиридов (СССР), Р. Кларк (Австралия). Блестящим примером применения тактики "рваного бега" являются победы на Олимпийских играх 1956 г. замечательного бегуна В. Куца над такими известными мастерами финиша, как англичане Г. Пири и К. Чатауэй.

Большинство мировых рекордов в видах спорта, требующих проявления выносливости, установлено при равномерном прохождении дистанции. Это объясняется тем, что с физиологической точки зрения неравномерный режим работы, по сравнению с равномерным, вызывает повышенный расход энергии. Поэтому его применяют только достаточно хорошо подготовленные спортсмены.

2. Тактика выигрыша соревнований независимо от показанного результата . Эту тактику обычно применяют в финальных соревнованиях, а также тогда, когда показанный спортивный результат не может повлиять на окончательное распределение мест между основными соперниками. Любой из тактических приемов должен быть тщательно подготовлен в процессе тренировки.

При решении данной сложной задачи, как правило, спортсмен:

1)стремится достигнуть максимальной результативности и оторваться от соперников в начале состязания ("тактика отрыва") - развить максимальную скорость в первой половине дистанции; прыгнуть на максимальную длину или высоту в первой зачетной попытке; выполнить хорошо самое трудное упражнение в первой части обязательной или произвольной программ в гимнастике;

2)сохраняет силы для решающего финишного рывка ("тактика финишного спурта"). После старта сразу же занимает место за лидером и внимательно следит за всеми конкурентами или держится в лидирующей группе, готовясь в любой момент предпринять маневр;

3)умышленно изменяет скорость, темп движений, отдельные тактические приемы и их комбинации в ходе состязания ("тактика изматывания соперника" - резко изменяет скорость на дистанции в беге, плавании, в лыжных гонках, проводит многократные эпизодические взрывные атаки в боксе, в фехтовании), часто изменяет технические приемы, тем самым ставит соперника в затруднительное положение и т.д.

3. Тактика выигрыша соревнований с высоким результатом . Это довольно редкая тактика. Она встречается тогда, когда места в соревнованиях определяются без финалов, т.е. по результатам, показанным в различных забегах, попытках, заплывах - в конькобежном спорте, тяжелой атлетике, плавании.

При решении этой задачи возможны две ситуации:

1) когда основные соперники уже стартовали и спортсмену известен их результат;

2) когда основные конкуренты стартуют в последующих забегах, заплывах.

В первом случае спортсмен должен показать результат выше, чем у его основного соперника ("тактика побития результата соперника"):

а) пройти дистанцию по графику соперников с небольшим запасом - в беге, плавании, гребле и т.д.;

б) поднять штангу большего веса, чем у конкурента;

в) метнуть снаряд на большее расстояние;

г) забить больше голов, набрать больше очков - в футболе, гандболе, борьбе и др.

Во втором же случае спортсмен стремится показать высокий результат в первых попытках ("тактика первого удара", "тактика отрыва").

4. Тактика выхода в очередной тур состязаний . Некоторые спортсмены показывают высокие результаты в предварительных соревнованиях, затрачивая много сил, а в финале, не успев отдохнуть, значительно снижают свои достижения и проигрывают. Другие спортсмены слишком экономят силы в предварительной части соревнований и в итоге не попадают в финал. Чтобы избежать этих ошибок, необходимо:

1. Знать, сколько спортсменов (команд) попадает в финал.

2. Иметь представление о силе соперников.

3. Уметь показать результат, достаточный для выхода в полуфинал, финал.

В практике спорта при решении этой тактической задачи спортсмен (команда) стремится:

1. Показать результат, достаточный для выхода в следующий этап состязаний ("тактика рационального распределения сил на ходу состязания").

2. Показывать высокие результаты на каждом этапе состязаний ("тактика поддержания психологического преимущества и непобедимости").

Виды, задачи и средства тактической подготовки спортсмена

Общая тактическая подготовка направлена на обучение спортсмена разнообразным тактическим приемам. Специальная тактическая подготовка направлена на овладение и совершенствование спортивной тактики в избранном виде спорта.

В процессе тактической подготовки решаются следующие основные задачи:

1. Приобретение спортсменом знаний по спортивной тактике (о ее эффективных формах, тенденциях развития в избранном и смежных видах спорта).

2. Сбор информации о соперниках, условиях предстоящих состязаний, о режиме соревнований, социально-психологической атмосфере в этой стране и разработка тактического плана выступления спортсмена на соревновании.

3. Освоение и совершенствование тактических приемов ведения соревновательной борьбы.

4. Формирование тактического мышления и непосредственно связанных с ним способностей - наблюдательности, сообразительности, творческой инициативы, предвидения тактических замыслов противника, результатов его и своих действий, быстроты переключения от одних тактических действий на другие в зависимости от конкретной обстановки состязаний и действий противника.

5. Овладение приемами психологического воздействия на соперника и маскировка собственных намерений.

Специфическими средствами тактической подготовки являются физические упражнения, т.е. двигательные действия, используемые для решения определенных тактических задач.

В тактических действиях выделяют три главные фазы:

1) восприятие и анализ соревновательной ситуации;

2) мысленное решение тактической задачи;

3) двигательное решение тактической задачи.

Они могут моделировать отдельные тактические приемы или целостные формы тактики состязаний. В зависимости от этапа подготовки эти упражнения применяются:

а) в облегченных условиях;

б) в усложненных условиях;

в) в условиях, максимально приближенных к соревнованиям.

Знание тактики является основой творческого мышления при решении индивидуальных и коллективных задач.

Спортсмен должен знать:

Правила соревнований, особенности их судейства и проведения; условия соревнований и своих противников;

Основы тактических действий в спорте, их зависимость от физической, технической и волевой подготовленности; главные особенности тактики своего вида спорта и др.

Все средства, способы и формы ведения соревновательной борьбы излагаются в тактическом плане.

Тактический план - это программа основных действий отдельных спортсменов или команды. Он составляется в процессе подготовки к соревнованиям и окончательно уточняется к моменту начала соревнований.

Тактический план имеет следующие разделы:

1. Главная задача, которая ставится перед спортсменом или командой в этих соревнованиях.

2. Общая форма тактической борьбы - активная, пассивная, комбинированная.

3.Распределение сил на протяжении всего соревнования с учетом режима соревнований.

4.Распределение сил в процессе каждого выступления (график скорости прохождения дистанции, темп игры, боя, длительность и характер разминки).

5.Возможные переключения от одного вида тактики к другому, непосредственно в процессе соревнования в связи с возможными изменениями задач.

6.Способы маскировки собственных намерений (действий).

7.Данные о противниках, слабые и сильные стороны в их подготовке.

8.Данные о местах соревнования, о погоде, о судействе предстоящих соревнований и о зрителях.

Тактический план имеет основные разделы: а) главная задача; б) общая форма тактической борьбы (наступательная, активно-оборонительная, защитная) и ее вариант применительно к условиям данных соревнований. В спортивных играх, кроме того, надо предусматривать систему игры, комбинации, частные приемы во взаимодействии игроков. В остальных видах спорта - возможность применения групповой тактики и отдельных комбинаций и приемов; в) распределение сил с учетом интенсивности, продолжительности и характера нагрузок и отдыха - режим соревнований; г) распределение сил в процессе каждого отдельного выступления (график скорости, условный график, темп игры, длительность и характер разминки); д) возможные переключения от одной тактики (или системы) к другой тактике (системе) в процессе соревнования в связи с возможными изменениями задач и обстановки тактической борьбы; е) способы и методы маскировки собственных намерений; ж) данные о противнике, слабые и сильные стороны в его подготовке (физической, тактической, технической и волевой) и соответствующие приемы нападения (индивидуальные и групповые) и противодействия (активно-оборонительные и защитные); з) данные о местах соревнований, погоде, судействе, зрителях и т.д.

В спортивных играх кроме общего тактического плана игры команды может быть составлен тактический план и для отдельных игроков. В основу такого плана может быть положен анализ соотношения сил, единоборствующей пары (нападение и защита).

План проведения предстоящего состязания составляется спортсменом и тренером совместно, так как рост тактического мастерства спортсмена невозможен без его активного участия в составлении тактических планов соревнований.

4. Психологическая подготовка

Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную. Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т.д.

Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе тренировок. Она проводится параллельно с технической, тактической подготовкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности, когда спортсмен самостоятельно или с чьей-то помощью специально выполняет определенные задания с целью совершенствования своих психических процессов, состояний, свойств личности.

Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании. Психологическая готовность к соревнованиям характеризуется (по А.Ц. Пуни) уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы.

Компонентами психологической подготовки являются: психические качества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; свойства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях; высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные положительные психические состояния, проявляемые в этих условиях (П.А. Рудик, Н.А. Худатов).

К числу процессов и качеств, способствующих овладению техникой и управлению двигательными действиями, относятся, в частности, тонко развитые мышечные ощущения и восприятия, позволяющие осуществлять контроль над различными параметрами движения; "чувства" времени, ритма, темпа, расстояния; способность ориентироваться в пространстве; высокоразвитые качества внимания (концентрация, переключение, распределение); совершенная идеомоторика; оперативная память; быстрота и точность простых и сложных реакций (реакции выбора, переключения, предугадывания, реакции на движущийся объект и др.). Овладению тактикой способствуют развитые специфические мыслительные качества: способность к мгновенному анализу поступающей информации о действиях противников и принятию адекватного обстановке решения; гибкость мышления и др.

Психологическая подготовка к тренировочному процессу

Рассматривая подготовку спортсмена в психолого-педагогическом аспекте, целесообразно, прежде всего, остановиться на формировании мотивов, определяющих отношение к спортивной деятельности; воспитании волевых качеств, необходимых для успеха в спорте; совершенствовании специфических психических возможностей.

Спортивная деятельность отдельного спортсмена или команды в любом виде спорта всегда обусловлена теми или иными мотивами, которые имеют как личностную, так и общественную ценность. Они выступают в качестве внутренних побудителей человека к деятельности. В отличие от целей деятельности, которые определяют то, что хочет сделать или чего хочет достичь спортсмен, мотивы объясняют, почему он хочет именно это сделать и именно этого достичь.

В качестве мотивов спортивной деятельности могут быть различные интересы, стремления, влечения, установки, идеалы и т.п.

У юных спортсменов, как правило, преобладают опосредованные мотивы занятий спортом - быть сильным, здоровым, ловким, всесторонне физически развитым и др. С возрастом и по мере роста достижений эти мотивы отходят на второй план, на первый выходят непосредственные мотивы спортивной деятельности - выполнить спортивный разряд, стать мастером спорта, войти в состав сборной команды страны, добиться высоких результатов во всероссийских и международных соревнованиях, стать чемпионом мира или Олимпийских игр, получить крупные денежные вознаграждения и др. Значение конкретных мотивов, которыми руководствуется спортсмен, имеет для тренера и спортивных руководителей большое практическое значение, так как позволяет оценить свойства личности, проявляющиеся в этих мотивах (любознательность, целеустремленность, патриотизм, честолюбие, индивидуализм, коллективизм, чувство товарищества и др.), и использовать их для воспитания спортсмена.

Успеху формирования мотивации к длительному тренировочному процессу способствуют: постановка далеко отставленных целей, формирование и поддержание установки на успех, оптимальное соотношение поощрений и наказаний, эмоциональность тренировочных занятий, развитие спортивных традиций, принятие коллективных решений, особенности личности тренера (Г.Д. Горбунов).

Кроме обеспечения мотивации спортсменов, тренер должен формировать систему отношений к разным сторонам тренировочного процесса, обеспечивающих успешность спортивной деятельности. Элементами системы отношений спортсменов к тренировочному процессу являются отношение к спортивной тренировке в целом, отношение к тренировочным и соревновательным нагрузкам, отношение к тренировочным занятиям, отношение к спортивному режиму и т.п.

Составной частью общей психологической подготовки является волевая подготовка.

Под волей понимается психическая деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достижения сознательно поставленных целей при преодолении различных трудностей во имя тех или иных побуждений. Воля развивается и закаляется в процессе преодоления трудностей, возникающих на пути к цели.

Трудности в спорте делятся на субъективные и объективные. Субъективные трудности зависят от особенностей личности данного спортсмена (характера, темперамента и т.д.). Эти трудности чаще всего проявляются в отрицательных эмоциональных переживаниях (страх перед противником, боязнь получить травму, смущение перед публикой). Объективные трудности вызваны общими и специфическими условиями спортивной деятельности: строгим соблюдением установленного режима, публичным характером соревновательной деятельности, интенсивными тренировочными занятиями, участием в большом количестве соревнований, неблагоприятной погодой, координационной сложностью упражнений и др.

Основные волевые качества в спорте - целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициатива и самостоятельность, выдержка и самообладание.

Целеустремленность выражается в способности ясно определять ближайшие и перспективные задача и цели тренировки, средства и методы их достижения. Чтобы осуществить поставленные перед собой цели и задачи, спортсмен совместно с тренером планирует их. Для реализации этих планов большое значение имеют оценка достигнутых результатов, контроль тренера и самоконтроль.

Настойчивость и упорство означают стремление достичь намеченной цели, энергичное и активное преодоление препятствия на пути к достижению цели. Эти волевые качества связаны с обязательным выполнением задач тренировок и соревнований, совершенствованием физической, технической и тактической подготовки, соблюдением постоянного строгого режима. Спортсмен должен посещать все тренировки, быть трудолюбивым, не снижать своей активности из-за утомления и неблагоприятных условий, до конца бороться на соревнованиях.

Инициативность и самостоятельность предполагают творчество, личный почин, находчивость и сообразительность, умение противостоять дурным влияниям. Спортсмен должен уметь самостоятельно выполнять и оценивать физические упражнения, готовиться к очередным тренировкам, анализировать проделанную работу, критически относиться к суждениям и действиям товарищей, исправлять свое поведение.

Решительность и смелость есть выражение активности спортсмена, его готовности действовать без колебаний. Эти качества подразумевают своевременность, обдуманность принятых решений, хотя в отдельных случаях спортсмен может идти и на определенный риск.

Выдержка и самообладание означают способность ясно мыслить, относиться к себе самокритично, управлять своими действиями и чувствами в обычных и неблагоприятных условиях, т.е. преодолевать растерянность, страх, нервное возбуждение, уметь удержать себя и товарищей от ошибочных действий и поступков.

Все эти качества взаимосвязаны, но главным, ведущим является целеустремленность, которая в значительной мере определяет уровень воспитания и проявления других качеств. Волевые качества при рациональном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности. Это позволяет спортсменам проявлять их в трудовой, учебной, общественной и других видах деятельности. Воспитание волевых качеств у спортсменов требует, прежде всего, постановки перед ними ясных и конкретных целей и задач. Добиваясь достижения поставленных целей, спортсмены напрягают свою волю, развивают волевые усилия, учатся преодолевать трудности и управлять своим поведением. Основным средством воспитания волевых качеств спортсменов является систематическое выполнение ими в процессе тренировки упражнений, требующих применения специфических для данного вида спорта волевых усилий.

В любом волевом действии есть интеллектуальная, моральная и эмоциональная основа (А.Ц. Пуни). Вот почему волевая подготовка должна базироваться на формировании у спортсменов нравственных чувств и совершенствовании интеллектуальных способностей, таких, как ширина, глубина и гибкость ума, самостоятельность мышления и т.п.

Воспитывать волевые качества у спортсменов необходимо планомерно, с учетом возраста и пола занимающихся, их физических и психологических возможностей. При воспитании волевых качеств у спортсменов следует, прежде всего, учитывать особенности избранного вида спорта. Воспитание волевых качеств спортсменов связано с постоянным преодолением объективных и субъективных трудностей. Усложнение учебно-тренировочного процесса, создание преодолимых, но требующих волевых усилий трудностей, борьба с "тепличными" условиями, создание на тренировочных занятиях сложных ситуаций, максимальное приближение условий занятий к соревновательным - вот основные требования, которые дают возможность воспитывать волевые качества в процессе тренировки.

Психологическая подготовка к соревнованиям

Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится на раннюю, начинающуюся примерно за месяц до соревнования, и непосредственную, перед выступлением, в ходе соревнования и после его окончания.

Ранняя предсоревнователъная подготовка предполагает: получение информации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурентах; получение информации об уровне тренированности спортсмена, особенностях его личности и психического состояния на настоящем этапе подготовки; определение цели выступления, составление программы действий в предстоящих соревнованиях (с учетом имеющейся информации); разработку подробной программы психологической подготовки к соревнованиям и поведения, включая и этап самих соревнований; разработку системы моделирования условий предстоящих соревнований; стимуляцию правильных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, задачами выступления и намеченной программой подготовки; организацию преодоления трудностей и препятствий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с установкой на совершенствование у спортсмена волевых качеств, уверенности и тактического мышления; создание в процессе подготовки условий и использование приемов для снижения психической напряженности спортсмена.

Непосредственная психологическая подготовка к соревнованию и в ходе его включает психическую настройку и управление психическим состоянием непосредственно перед выступлением; психологическое воздействие в перерывах между выступлениями и организацию условий для нервно-психологического восстановления; психологическое воздействие в ходе одного выступления, психологическое воздействие после окончания очередного выступления. Психологическая настройка перед каждым выступлением должна предусматривать интеллектуальную настройку на выступление, заключающуюся в уточнении и детализации предстоящей спортивной борьбы, и волевую настройку, связанную с созданием готовности к максимальным усилиям и проявлению необходимых волевых качеств в предстоящей спортивной борьбе, а также систему воздействия, уменьшающих эмоциональную напряженность спортсмена. Психологическое воздействие в ходе одного выступления предусматривает: краткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию волевых усилий, уменьшение напряженности; психологическое воздействие после окончания классификационных выступлений - нормализацию психического состояния, устранение эмоций, мешающих объективной оценке своих возможностей, выработку уверенности в своих силах; психологическое воздействие в перерыве между отдельными выступлениями - анализ прошедших выступлений; ориентировочное программирование очередного выступления с учетом сил соперников, восстановление уверенности; организацию условий для нервно-психического восстановления (уменьшение психического утомления, снижение напряженности путем применения разных средств активного отдыха, отвлечения, самовнушение и т.п.).

Успешность выступления спортсмена в соревнованиях во многом зависит от умения спортсмена управлять своим психическим состоянием перед и в ходе соревнования.

Психическое состояние, возникающее у спортсменов перед соревнованиями, обычно подразделяют на четыре основных вида (рис. 24.8):

1) оптимальное возбуждение - "боевая готовность". Это состояние характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, спокойствием, стремлением бороться за достижение высоких результатов;

2) перевозбуждение - "предстартовая лихорадка". В этом состоянии спортсмен испытывает волнение, панику, тревогу за благоприятный исход соревнования;

3) недостаточное возбуждение - "предстартовая апатия". В этом состоянии у спортсмена наблюдается вялость, сонливость, понижение технико-тактических возможностей и др.;

4) торможение вследствие перевозбуждения. В этом случае наблюдается апатия, психическая и физическая вялость, иногда возникают невротические состояния. Спортсмен осознает ненужность навязчивых мыслей, боязни не показать планируемый результат, но не может от этого избавиться.

Как правило, состояние боевой готовности способствует достижению высоких результатов, а три других - препятствуют. В связи с этим перед тренером и спортсменом перед соревнованиями могут стоять четыре главные задачи:

2. Уменьшить уровень эмоционального возбуждения - если спортсмен находится в состоянии "предстартовой лихорадки".

3. Увеличить эмоциональный тонус спортсмена и уровень его активности - если спортсмен находится в состоянии "предстартовой апатии".

4. Изменить уровень эмоционального возбуждения - если спортсмен находится в состоянии торможения вследствие перевозбуждения.

С этой целью используются различные средства, методы и приемы воздействия на психику спортсмена, соответствующая организация учебно-тренировочного процесса.

Для снижения уровня эмоционального возбуждения обычно применяются:

а) словесные воздействия тренера, способствующие успокоению спортсмена, снятию состояния неуверенности - разъяснение, убеждение, одобрение, похвала и др. Их рекомендуют проводить за несколько дней до начала соревнований. Практика спорта показывает, что в день соревнований, особенно перед их началом, эти воздействия не дают положительного эффекта, а иногда приносят вред;

б) самовоздействия (аутовоздействия) спортсмена - самоубеждение, самоуспокоение, самовнушение, самоприказы к снижению психической напряженности. Например, широко используются самоприказы типа "успокойся", "возьми себя в руки", "все в порядке", "молодец" и др.

в) переключение внимания, мыслей на объекты, вызывающие у спорт смена положительные эмоциональные реакции- чтение юмористической литературы, просмотр кинофильмов, телепередач;

г) фиксация мыслей и зрительных ощущений на картинах природы, прослушивание через наушники музыкальных произведений;

д) успокаивающая аутогенная тренировка;

е) успокаивающий массаж;

ж) успокаивающая разминка (с преобладанием упражнений, выполняемых плавно, не спеша и т.п.);

з) специальные зрительные упражнения, направленные на снижение психического напряжения (произвольная регуляция дыхания путем измененияинтервалов вдоха и выдоха, задержки дыхания).

Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед предстоящими выступлениями, настройки на максимальную отдачу в соревнованиях используются те же методы, которые, однако, имеют противоположную (по результатам воздействия) направленность. Так, словесное воздействие тренера (убеждение, похвала, требование и пр.) должно способствовать повышению психического напряжения, концентрации внимания и т.д.

Словесные и образные самовоздействия сводятся в этом случае к концентрации мыслей на достижение победы, высокого результата, настройке на максимальное использование своих технико-тактических и физических возможностей, самоприказам типа "отдай все - только выиграй", "мобилизуй все, что можешь" и т.д. Используются также "тонизирующие" движения; произвольная регуляция дыхания с применением кратковременной гипервентиляции; разминка с имитацией усилий, бросков; массаж и самомассаж (разминки, растирания, поколачивания); воздействие холо-довыми раздражителями на локальные участки тела. Из психопрофилактических методов влияния применяются, прежде всего, аутогенная тренировка, активизирующая терапия и внушенный сон-отдых.

Подбор средств и методов регуляции эмоционального состояния спортсменов должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными особенностями (проявление силы, подвижности и баланса нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером его зрительных, мы-шечно-двигательных представлений, возрастом, подготовленностью и пр.).

Состояние торможения вследствие перевозбуждения и состояние недостаточного возбуждения при внешнем, зачастую одинаковом, проявлении требуют различных способов регулирования (что не всегда учитывают даже опытные тренеры). Для устранения состояния торможения требуется внимательное и спокойное отношение к спортсмену, снижающее его возбуждение, малоинтенсивная разминка (лучше уединенная), теплый душ, психорегулирующие воздействия и др.

5. Интеллектуальная подготовка

Она направлена на осмысление сути спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение высоких спортивных результатов (Л.П. Матвеев).

Интеллектуальные способности - это не только готовность спортсмена к усвоению и использованию знаний, опыта в организации поведения и спортивной деятельности, но и способность мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно.

По мере повышения уровня спортивных достижений возрастают и требования к интеллектуальным способностям спортсмена, которые развиваются и совершенствуются лишь в той мере, в какой спортсмен интеллектуально активен. Отсюда вытекает необходимость специальной организации и целенаправленного стимулирования интеллектуальной деятельности спортсмена.

В интеллектуальных способностях спортсмена можно выделить некоторые компоненты, которые имеют существенное значение во всех видах спорта и в то же время проявляются в разной мере, в зависимости от специфики спортивной специализации.

В структуре интеллектуальных способностей спортсмена ведущими компонентами являются: способность концентрировать внимание на познании закономерностей спортивной подготовки и эффективном решении задач в процессе тренировки и соревнований, способность к быстрому усвоению специальных знаний и оперированию ими в ходе спортивной деятельности, способность к оперативной переработке информации, полученной в результате наблюдений, восприятий, и реализация ее в соответствующих действиях; способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации; способность мышления, обеспечивающая продуктивность умственной деятельности спортсмена, особенно в сложных ситуациях (скорость и гибкость протекания мыслительных процессов, самостоятельность мышления, широта и глубина ума, последовательность мысли и др.); способность действовать и принимать решения с определенным упреждением в отношении ожидаемых событий.

Интеллектуальная подготовка имеет самое прямое отношение к формированию мотивации спортсменов, его волевой и специальной психологической подготовке, обучению спортивной технике и тактике, развитию физических способностей. Будучи тесно связанной с другими компонентами спортивного мастерства, она включает в себя два важных раздела: интеллектуальное (теоретическое) образование и развитие интеллектуальных способностей.

Знания мировоззренческого, мотивационного и этического характера, т.е. знания, которые формируют верный взгляд на мир в целом, позволяют осмыслить сущность спортивной деятельности; общественный и личностный смысл спорта вообще и спортивных высших достижений в частности;

* знания, способствующие воспитанию устойчивых мотивов и правил поведения;

* знания, составляющие научный базис подготовки спортсмена (принципы и закономерности спортивной подготовки, естественно-научные и гуманитарные основы спортивной деятельности и т.п.);

* спортивно-прикладные знания, включающие сведения о правилах спортивных соревнований, спортивной технике и тактике избранного вида спорта, критериях их эффективности и путях освоения, средствах и методах физической и психологической подготовки, методики построения тренировки, внетренировочных факторах спортивной подготовки, требованиях к организации общего режима жизни и питания, о восстановительных мероприятиях, правилах контроля и самоконтроля, материально-технических, организационно-методических условиях занятий спортом и т.д.

Комплекс перечисленных знаний составляет предмет теоретического образования и самообразования спортсмена. Передача и усвоение знаний в процессе теоретических занятий происходят в тех же формах, какие характерны для умственного образования (лекции, семинары, беседы, самостоятельное изучение литературы). Непосредственно на теоретических занятиях теоретическая подготовка направлена на формирование у спортсменов сознательного и активного отношения к выполнению тренировочных заданий, обеспечивающих повышение уровня физической, технической, тактической, психологической подготовленности, выбору рациональных способов соревновательной борьбы в условиях состязаний и т.п.

Развитие интеллектуальных способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта, осуществляется путем выполнения специальных заданий и способов организации занятий, побуждающих спортсмена к творческим проявлениям при создании новых вариантов техники движений, разработке оригинальной тактики состязаний, совершенствованию средств и методов подготовки.

6. Интегральная подготовка

Интегральная подготовка направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена - технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Дело в том, что каждая из сторон подготовленности формируется узконаправленными средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные качества, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнениях, часто не могут проявиться в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:

Соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня;

Специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревновательным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.

В любом виде спорта интегральная подготовка является одним из важных факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства. Например, в спортивных играх, чтобы играть хорошо, команда должна играть много на протяжении всего года. Выполнение упражнений на технику, или развитие силы, или улучшение гибкости, или совершенствование отдельных тактических элементов и т.д. не может заменить тренировочные и соревновательные игры. Только в играх полностью раскрываются возможности каждого спортсмена, налаживается и закрепляется связь и понимание между ними, совершенствуются технические и тактические навыки, обеспечивается гармоническое развитие всех органов и систем организма, психических качеств и свойств личности в соответствии с требованиями сложной соревновательной обстановки, характерной для данного виде спорта.

Особое внимание интегральной подготовке уделяется также в спортивных единоборствах. В фехтовании, боксе, во всех видах борьбы нельзя подготовить спортсмена без боевой практики во многих соревнованиях.

Не так велико значение интегральной подготовки для спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, в которых общее количество технических приемов и тактических действий в целом ограничено, а основной объем тренировочной работы циклического характера по форме, структуре, особенностям функционирования систем организма максимально приближен к соревновательному.

В процессе интегральной подготовки, наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование всех сторон подготовленности, целесообразно выделить и ряд частных направлений, связанных с сопряженным совершенствованием нескольких компонентов готовности спортсмена к достижению, - физическое и техническое, техническое и тактическое, физическое и тактическое, физическое и психологическое и т.п.

Для повышения эффективности интегральной подготовки применяются разнообразные методические приемы. К ним относятся: облегчение, затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревновательных упражнений. Так, для убыстрения темпа игры в теннисе можно проводить игры на кортах с деревянным покрытием, где мяч отскакивает с большей скоростью, и поэтому спортсмен должен быстрее реагировать. Для усложнения - на травяных кортах, где мяч может отскочить в непредсказуемом направлении. Для затруднения - утяжеленной ракеткой и мячом с маскировочной окраской (Е.В. Корбут).

физический психологический тактический тренировка спортсмен

Страница 11 из 36


Интегральная подготовка

Интегральная подготовка представляет собой систему тренировочных воздействий, призванную максимально реализовать тренировочные эффекты отдельных сторон подготовки (технической, тактической и других) в целостной игровой соревновательной деятельности волейболистов.

В достижении спортивного результата в волейболе условно можно выделить три ступени.

1. Уровень физических качеств и морфофункциональных показателей, которые во многом обусловливают эффективность двигательных действий.

2. Реализация физических способностей через технику конкретных приемов игры.

3. Реализация технических приемов через тактические действия. Наблюдается целостный характер ступеней и факторов: чем шире арсенал техники и чем она совершеннее, тем больше у волейболиста возможностей максимально использовать в игре свой физический (двигательный) потенциал; чем разнообразнее тактика и чем она совершеннее, тем больше возможностей максимально реализовать в игре свой технико-физический потенциал.

В арсенале волейболистов много соревновательных действий (приемов игры), и их надо выполнять многократно в течение одной встречи, а таких встреч в соревнованиях всегда несколько.
К этому надо добавить фактор согласованности действий волейболистов. Через моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе невозможна качественная подготовка к соревнованиям.

Поэтому очень важно, применяя обширный состав средств, методов тренировки на отдельные виды подготовки, добиваться, чтобы все, что изучает на занятиях спортсмен, он смог реализовать в игровых действиях, в процессе соревновательного противоборства, где слиты воедино техника и тактика, физические, моральные и волевые качества, знания и т.д. Высшей формой интегральной подготовки являются соревнования по волейболу.

Нельзя, однако, сводить интегральную подготовку только к двусторонним играм и соревнованиям. В ней выделяют, во-первых, целенаправленный процесс выработки связей между факторами, обусловливающий эффективность (результат, выигрыш) игровых действий волейболиста и, во-вторых, комплексное воздействие целостной игровой деятельности, включая соревновательную.

В задачи интегральной подготовки входит: осуществление связей между видами подготовки – физической и технической; технической и тактической; морально-волевой и теоретической; волевой и физической, технико-тактической; теоретической и технико-тактической, физической; достижение стабильности игровых навыков в сложных условиях соревнований; реализация физической, технической, тактической, теоретической и морально-волевой подготовленности в единстве игровых действий.

Ведущими средствами интегральной подготовки служат упражнения в чередовании различных по характеру действий (подготовительных, подводящих, по технике, тактике, на переключения); учебные двусторонние игры с заданиями по технике и тактике, контрольные и календарные игры с так называемыми установками на игру.

Главные методы интегральной подготовки: методы совмещенных (сопряженных) воздействий, игровой, соревновательный. Высшей формой интегральной подготовки являются учебные, контрольные и соревновательные игры по волейболу.



Оглавление
Особенности подготовки волейболистов различной квалификации
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Общие положения
Обучение и совершенствование тактики игры в нападении
Обучение и совершенствование тактики игры в защите
Примерные упражнения для освоения индивидуальных тактических действий в защите
Примерные упражнения для освоения и совершенствования групповых тактических действий в защите
Командные тактические действия в защите (обороне)
Контроль за уровнем тактической подготовленности
Интегральная подготовка
Взаимосвязь физической с технической и тактической подготовкой
Взаимосвязь технической и тактической подготовки
Игровая подготовка
Теоретическая подготовка
Направленность тренировочной работы в период проведения сборов команды
Подготовка юных волейболистов
Организация отбора в ДЮСШ
Задачи и содержание процесса подготовки в ДЮСШ
Основы планирования тренировочной работы
Подготовка волейболистов старших разрядов (I разряд и КМС)

Интегральный – переводится какнеразрывно связанный, целостный.

Интегральная подготовка – это процесс и результат выработки координационных взаимосвязей всех сторон подготовки спортсмена в целостный эффект соревновательной деятельности.

Таким образом, в интегральной подготовке в избранном виде спорта осуществляется взаимосвязь, комплексное проявление всех сторон подготовки спортсмена (физической, технико-тактической, психологической, теоретической и т.д.).

Для этого существует только один путь – многократное повторение спортсменом различными методами соревновательных упражнений. Обязательным является выполнение своего вида спорта со всеми его особенностями, со всем тем, что требуется в состязании, а также с учетом внешних условий. Интегральная подготовка – это то, что в практике называют игровой подготовкой, беговой, плавательной, гребной и т.д.

Здесь важно добиться реализации всего изученного – т.е. слить воедино технико-тактическое мастерство, физические и психологические качества.

Поэтому ведущими средствами интегральной подготовки служат совмещенные упражнения на стыке 2-х видов подготовки:

2) Физической и технической (специально подготовленные упр.)

3) Технической и тактической (специально подготовительные упр.)

4) Физический – технический – тактический (соревновательные упражнения, игры полным, уменьшенным составом) контрольные игры, соревнования.

Высшей формой интегральной подготовки являются соревнования (тренировочные и официальные).

Методы :

5) метод сопряженных воздействий,

6) игровой,

7) соревновательный.

В любом виде спорта интегральная подготовка является основным средством приобретения и совершенствования мастерства. Для того, чтобы играть, хорошая команда должна много играть на протяжении всего года, никакие специальные и дополнительные упражнения на техническую подготовку, силу, быстроту не могут заменить тренировочные игры.

Однако, в годичном цикле в различных видах спорта, объем интегральной подготовки различен. Так у сильнейших спортсменов - у марафонцев, велосипедистов, бегунов на средние дистанции, пловцов, он составляет включая и соревнование - 95%, у фехтовальщиков – 60-70%, у баскетболистов – 40-50%, у метателей – 15-20%, у прыгунов – 5-10%.

(Для того, чтобы играть, надо играть, играть и еще раз играть).

У спортсменов в циклических видах спорта передвижения с различными вариантами интенсивности и продолжительности обеспечивает высокую тренированность и отличные спортивные результаты.

В видах спорта технически сложных возрастает необходимость в длительной и кропотливой отработке технически и развитие тех или иных качеств посредством специальных упражнений, на что уходит больше внимания, поэтому уменьшается и объем интегральной подготовки.

Объем интегральной подготовки в процессе многолетней тренировки постепенно увеличивался, однако она занимает достаточное место и в юные годы у пловцов, гимнастов, игровиков, объемов и т.д.

В годичном цикле подготовки интегральная подготовка может проводиться в течении всего года – спортивных играх и единоборствах, в циклических видах спорта в соревновательном периоде, что связано с календарем соревнований.

Особенно эффективно для интегральной подготовки – выполнение соревновательных упражнений в облегченных, затрудненных и усложненных условиях.

Интерьерная площадка оказывает существенное влияние на уверенное применение изученных технико-тактических действий в сложных условиях соревнований.

У квалифицированных спортсменов она занимает основное место в предсоревновательных и соревновательных периодах подготовки.

Основной целью данной исследовательской работы является теоретическое обоснование формирования систем профессиональной подготовки на основе интегральных (соревновательного, сопряжённого и игрового) методов спортивной тренировки единоборств и внедрение их в учебно-воспитательный процесс рукопашной подготовки высшей школы полиции России.

В предыдущих исследованиях мы поднимали вопросы о необходимости научно обоснованных изменений всей системы рукопашной подготовки будущих офицеров полиции (милиции).

Действующая на настоящий момент система рукопашной подготовки в вузах МВД России уже не в состоянии полноценно решать возложенные на неё задачи. Этому есть ряд объективных причин, в первую очередь безнадёжная устарелость всей теории, а отсюда и методологии данной подготовки, которая практически не менялась со времён советской милиции. А ведь в России характер современных боестолкновений (силовое задержание, оперативные акции антитеррора и пр.) по своей ожесточённости и скоротечности в последнее время всё чаще приближается к войсковым операциям.

Основной целью данной исследовательской работы как раз и является теоретическое обоснование формирования систем профессиональной подготовки на основе интегрализации педагогических технологий спортивной тренировки единоборств и внедрение их в учебно-воспитательный процесс рукопашной подготовки высшей школы полиции России.

Методы данного исследования заключались в теоретическом анализе и обобщении литературных источников отечественных и зарубежных исследователей. Также были использованы методы системного анализа и синтеза, позволившие рассмотреть изучаемое явление в основных показателях системы: структура, организация, системообразующие факторы и т. д. Помимо этого, использовались методы моделирования педагогической системы: целеполагание, методы организации и оптимизации педагогического процесса и т. д.

Итогом исследования явилось то, что нам в силу личного научного и спортивно-педагогического опыта представляется возможным предложить пути формирования инновационной педагогической технологии, основанной на всесторонности, взаимосвязи, взаимодополнении, а также рациональности, индивидуализации и замотивированности.

Ключевые слова: дидактика; интегральный; курсант; метод; полиция; принцип; сопряжённый спорт; тренировка.

В спорте высших достижений педагогическим совершенством определяется гармонически взаимосвязанное развитие физических, психологических, интеллектуальных, нравственно-этических качеств и технико-тактических навыков. Данная многоцелевая дидактическая задача решается в первую очередь посредством интегральной тренировки - термин, введенный в обращение Н. Г. Озолиным и А. А. Карелиным .

Понятие «интегральный» (определение, пришедшее в спортивную педагогику из математики) подразумевает объединяющую и суммирующую многофункциональность спортивной тренировки. Это, в свою очередь, объясняется тем, что средства и способы видов физической, технической, тактической, психологической подготовки, а также нравственно-этического воспитания взаимосвязаны, поэтому часто совершенствуются в комплексе (сопряжённо).

В свою очередь процесс интегрализации как научно-педагогическая концепция является формированием определённой инновационной системы на основе оптимизации и взаимодополнения ранее существующих технологий.

Теоретическую основу интегральной подготовки составляют педагогические концепции общей теории физического воспитания и спортивной тренировки Н. Г. Озолина и В. Н. Платонова , базирующиеся на том, что:

  • совершенствовать учебно-воспитательный процесс необходимо при учете индивидуальных особенностей, индивидуального стиля деятельности;
  • оптимизацию обучения и воспитания проводить с учётом накопленного опыта в теории и практике различных педагогических систем и направлений;
  • усовершенствование формирования знаний, умений, навыков и качеств нужно строить на замотивиро-ванности к занятиям;
  • ведущим фактором, способствующим доведению учебно-воспитательного процесса до совершенства, должно стать включение таких педагогических методов, которые целенаправленно и взаимосвязанно воздействуют на развитие основных физических и психологических качеств, двигательных умений и навыков, интеллектуальных способностей и нравственных стремлений;
  • разносторонность обучения и воспитания, инициативность, храбрость и, вместе с тем, нравственная чистота возможны, в первую очередь, за счёт интегральности всего учебно-воспитательного процесса, внедрения интегральных методов.

Таким образом, под интегральной методикой мы подразумеваем совокупность гармонично развивающего (обучающего и воспитывающего) подхода, базирующегося на стремлении к совершенству как отдельно взятого ученика (курсанта) и тренера-преподавателя, так и всей педагогической системы, который конкретизирует и наполняет конкретным содержанием её цели, задачи, принципы, методы, приёмы, средства, а также полученный результат.

Н. Г. Озолин объясняет: «Многократное выполнение избранного вида спорта в целом с сохранением всех его особенностей (например, боевая схватка борца или боксёра, двухсторонняя игра в футбол или в баскетбол, прыжок с шестом с полного разбега, гимнастическая комбинация на снаряде и др.) я назвал интегральной подготовкой. Это то, что в практике называют игровой подготовкой, беговой, плавательной, гребной и т. д. Её высшая форма - соревнования (тренировочные и официальные) .

На концептуальную важность метода соревновательного (интегрального) упражнения указывает и В. Н. Платонов , который в своих научных трудах определяет, что методическую вершину спортивной тренировки представляет целостное выполнение соревновательного упражнения в соревновательном диапазоне функциональных нагрузок, в том числе и само участие в соревнованиях.

В любом виде спорта интегральная подготовка является основным средством приобретения и совершенствования мастерства, продолжает Н. Г. Озолин . В фехтовании, боксе, во всех видах борьбы нельзя подготовить спортсмена без боевой практики во многих состязаниях.

Соревнования в спорте - это основной мотивационный стимул, средство проявления всех физических и интеллектуальных возможностей, воспитание волевых и нравственных качеств. Это органическая часть спортивной тренировки, призванная воспитывать стремление к спортивной борьбе, а также научно обоснованно контролировать ход всего учебно-воспитательного процесса. Соревнования требуют особой подготовки, цель которой - правильно подойти к наиболее важным стартам и достичь там наивысших результатов. Система спортивных соревнований, кроме того, является специфическим методом управления подготовкой спортсменов.

Несомненно, улучшение показателей конкретного физического качества, например специальной координации, посредством использования соревновательных методик интегральной тренировки ведет к повышению уровня показателей и других физических, а также психологических, интеллектуальных и нравственных качеств. Данная динамика приводит и к ускорению процесса формирования технико-тактических навыков.

Помимо соревновательного метода как основополагающего, интегральная тренировка базируется ещё на ряде специфических методов спортивной тренировки: сопряжённого упражнения и игрового метода.

Ж. К. Холодов объясняет: «Метод сопряженного воздействия применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, то есть результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т. п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура» .

Методической особенностью игровых методов интегральной тренировки является обеспечение всестороннего, комплексного развития специальных физических и психологических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии. Применяются различные спортивные игры как классического, так и упрощённого варианта, а также подвижные игры. В случае же педагогической необходимости с помощью игры можно избирательно развивать определённые специальные физические качества.

Спортивные игры - это ситуационный вид двигательной деятельности, где ведущая роль принадлежит сенсомоторным механизмам. Произвольный характер действий играющих основывается на «ситуационной афферентации» . Он включает афферентный анализ, суть которого состоит в выделении из окружающей обстановки значимых сигналов, и афферентный синтез, который позволяет прогнозировать развитие ситуации.

Для игр, связанных с борьбой за мяч с соперниками, характерны энергетические траты, присущие упражнениям на выносливость (плавание, бег на стайерские дистанции). Энергетически наиболее нагрузочны баскетбол и футбол, где уровень обменных реакций повышается по сравнению с основным в 10-15 раз. Такую нагрузку принято относить к субмаксимальной. В волейболе интенсивность функциональной нагрузки несколько меньше (средняя интенсивность) .

Спортивные игры - не просто средство физического воспитания, а средство воспитывающего влияния на личность. Причем главным здесь оказывается воспитание общественно значимых качеств личности - коллективизма, сознательной дисциплины, способности поставить общие интересы выше личных.

Следует подчеркнуть, что спортивные игры располагают исключительно богатыми, а в некотором отношении просто уникальными возможностями для воспитания характера. Зная своих студентов (курсантов), преподаватель может умышленно и вместе с тем незаметно ставить их в такие условия, где невозможно не проявить определенных волевых качеств.

Огромная притягательная и вместе с тем воспитательная сила игр заключена в комплексной мотивации игровой деятельности. На занятиях каждый из студентов (курсантов) испытывает глубокое психологическое удовлетворение от самого процесса игры, где каждый в чем-то превзошел не только себя, но и соперника, и это не осталось незамеченным товарищами по команде и преподавателем. Стремление сохранить его вынуждает делать над собой психологическое усилие, которое перерастает в привычку и формирует личность.

Данные методы наглядно показывают дидактический потенциал интегральной тренировки.

На важность интегральных методов спортивной тренировки и физического воспитания указывают и другие исследователи. Так, А. Л. Палатный научно обосновывает корреляционную взаимосвязь повышения абсолютных показателей развития силовых качеств посредством формирования технических навыков боковых и прямых ударов у боксеров на этапах предварительной (14-15 лет) и специализированной (16-17 лет) базовой подготовки.

Темп развития составляет 20,0-40,0 % при достоверном (Р > 0,05) увеличении абсолютных значений. Высокие темпы развития определены и по показателям индексов, которые характеризуют взрывную выносливость (24,0 %) и специальную работоспособность (38,9 %) боксеров.

На последующем этапе подготовки (этап спортивного совершенствования) в возрасте от 16-17 до 18-20 лет высокие и достоверные корреляционные темпы развития (20,0 - 50,1 %) характерны для значений скоростных показателей ударов.

Педагогические составляющие интегрального метода спортивной тренировки

В процессе научно-исследовательской работы по совершенствованию физического воспитания высшей школы Е. В. Церковной была выявлена факторная структура комплексной подготовленности студентов, которая включает широкий диапазон педагогических, физиологических и психологических показателей. В ходе исследования проведено научное обоснование и усовершенствована методика физического воспитания в вузах с учетом особенностей их состояния здоровья, образа жизни, уровня физического развития и факторной структуры подготовленности. Разработанная авторская программа предполагает развитие базовых двигательных качеств (общей выносливости, статической выносливости, силы, быстроты), основных функциональных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной) и профессионально значимых психофизиологических свойств (внимания, точности движений, чувства времени, реакции, эмоциональной устойчивости).

Проведенный С. В. Пятисоцкой факторный научный анализ позволил выделить наиболее значимые компоненты в структуре учебно-воспитательного процесса спортсменов-каратистов: общая и специальная выносливость, скоростно-силовые качества, специальная гибкость, скоростные качества и ловкость. Корреляционный анализ показал, что эффективность выполнения элементов техники каратэ-до зависит от уровня развития скоростно-силовых качеств (r = 0,83; p < 0,05), специальной гибкости (r = - 0,59; p < 0,05), общей (r = -0,51; p < 0,05) и специальной выносливости (r = 0,65; p < 0,05), силы мышц плечевого пояса (r = 0,46; p < 0,05) и брюшного пресса (r = 0,61; p < 0,05).

Подытоживая проведённое исследование, можно заключить, что в общем педагогическом аспекте интегральная методика спортивной тренировки предполагает принципиальные положения формирования взаимосвязанных и гармонично развивающих навыков и качеств, способствует правильному выбору и рациональному использованию средств и методов в решении поставленных педагогических задач, помогает преподавателям точно ориентироваться в многообразии этих средств и методов, а также устанавливать необходимую методическую преемственность и взаимосвязь между различными средствами обучения и воспитания.

Всё это при дидактически правильной адаптации к учебно-воспитательному процессу высшей школы полиции, позволит полностью поменять концепцию целеполагания профессиональной рукопашной подготовки будущих офицеров МВД. Наши дальнейшие исследования предполагают разработку и теоретико-методические обоснования интегральных педагогических технологий специальной рукопашной подготовки курсантов вузов МВД России.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Анохин П. Н. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. Н. Анохин. - М. : Медицина, 1968. - 547 с.
  2. Бокий А. Н. Педагогические основы специальной боевой подготовки сотрудников правоохранительных органов: научно-практическое пособие / А. Н. Бокий, С. В. Усков. - Краснодар: КрУ МВД России, 2015. - 88 с.
  3. Карелин А. А. Система интегральной подготовки высококвалифицированных борцов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. А. Карелин. - СПб., 2003 - 46 с.
  4. Коваленко Ю. А. Учебная программа спортивного кружка по дисциплине «каратэ» для общеобразовательных школ / Ю. А. Коваленко, С. В. Усков. - Симферополь: Крымский республиканский институт последипломного образования. Протокол № 3 заседания учёного совета от 07.05.2014. - 126 с.
  5. Озолин Н. Г. Профессия - тренер / Н. Г. Озолин. - М. : Астрель, 2004. - 863 с.
  6. Палатний А. Л. Планування тренувальних засобів загальної і спеціальної спрямованості на різних етапах багаторічної підготовки боксерів: автореф. канд. наук. з фіз. виховання та спорту / А. Л. Палатний. – К., 2001. – 20 с..
  7. Платонов В. Н. Олимпийский спорт / В. Н. Платонов. -К. : Олимпийская литература, 2009. - 736 с.
  8. Приказ МВД России от 13.11.12 г. № 1025 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах Внутренних дел Российской Федерации».
  9. Пятисоцька С. В. Індивідуалізація підготовки юних каратистів на початковому етапі з використанням інформаційних технологій: автореф. дис. канд. Наук з фіз. виховання і спорту / С. В. Пятисоцька. – Х., 2010. – 21 с.
  10. Смирнов В. М. Физиология физического воспитания и спорта: учебно-методическое пособие / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. - М. : Владос-пресс, 2002. - 608 с.
  11. Усков С. В. Развитие оперативного мышления на занятиях по рукопашной подготовке у курсантов образовательных организаций системы МВД России / С. В. Усков // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка и спорт: сборник статей. - Орёл: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2015. - С. 175-178.
  12. Усков С. В. Формування професійних умінь курсантів у процесі спеціальної техніко-тактичної підготовки у ВНЗ МВС України: дисс. канд. пед. наук / С. В. Усков. – К., 2010. – 211 с.
  13. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебно-методическое пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Академия, 2008. – 480 с.
  14. Церковна О. В. Професійно-прикладна фізична підготовка студентів вищих навчальних закладів на основі факторної структури їх рухової та психофізіологічної підготовленості : автореф. канд. наук. з фіз. виховання та спорту / О. В. Церковна. – Х., 2007. – 21 с.

THE THEORY OF INTEGRAL TRAINING AS THE QUINTESSENCE OF SPORTS DIDACTICS

S. Uskov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Physical Training Department Crimean branch of the Krasnodar University of Russian Interior Ministry

A. Bokiy, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the Physical Training Department Crimean branch of the Krasnodar University of Russian Interior Ministry

Y. Kovalenko, Senior Lecturer of Physical Education Theory and Methods Department, Crimean Federal University after V.I. Vernadsky. Physical Education Faculty

Contact information for correspondence: 295034, Russia, Republic of Crimea, Simferopol, 14/28 Dekabristov St., Apt. 4, [email protected] , + 79787921006.

The main research goal is the theoretical justification of professional training systems formation based on integrated (competitive, conjugate and game) methods of sports training of martial arts, and their implementation in the educational process of close combat training at the Russian Police High School.

In previous studies, we raised questions about the need for evidence-based changes in the entire system of close combat training of future police officers.

Acting at present the system of combat training in Russian Interior Ministry universities is unable to solve completely the tasks entrusted to it. There are objective reasons for it, primarily hopelessly outdated theory, and as a result the training methodology, which is practically unchanged since the Soviet militia time. Nevertheless, recently in Russia the nature of modern armed clashes (forceful detention, anti-terror actions, etc.) for their rapidity and fierce are becoming closer to military operations.

The methods of this study were the theoretical literature analysis and synthesis of domestic and foreign researchers. The methods of system analysis and synthesis were used which allowed considering the studied phenomenon in the main system indicators: the structure, organization, system forming factors, etc. In addition, educational system modeling methods were used: objectives definition, organization and optimization methods of the educational process, etc.

The study outcome was the fact that due to personal research, sports and educational experience, it was possible to suggest formation ways of innovative educational technologies, based on a comprehensiveness, relationship, complementarity and rationality, individualization and motivation.

Keywords: didactics, integrated, cadet, method, police, principle, conjugate sport, training.

Referens

  1. Anokhin P. N. Biologiia i neirofiziologiia uslovnogo refleksa . Moscow, Meditsina, 1968, 547 p. (in Russian).
  2. Bokii A. N., Uskov S. V., Pedagogicheskie osnovy spetsial"noi boevoi podgotovki sotrudnikov pravookhranitel"nykh or-ganov : Krasnodar, KrU MVD Rossii, 2015, 88 p. 547 p. (in Russian).
  3. Karelin A. A. System of integrated training of highly skilled fighters. Extended abstract of Doctor"s thesis. SPb, 2003, 46 p. 547 p. (in Russian).
  4. Kovalenko lu. A., Uskov S. V The training program of a sports circle on discipline of "karate" for comprehensive schools. Simferopol", Krymskii respublikanskii institut posle-diplomnogo obrazovaniia . Moscow, Astrel", 2004, 863 p. (in Russian).
  5. Palatnii A. L. Planning of training means of the general and special orientation at different stages of long-term training of boxers Candidate"s thesis. K, 2001, 20 p. (in Russian).
  6. Platonov V. N. Olympic sport. Olimpiiskaia literatura, 2009, 736 p. (in Russian).
  7. Prikaz MVD Rossii ot 13.11.12 g. № 1025 «Ob utverzhdenii Nastavleniia po organizatsii fizicheskoi podgotovki v orga-nakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii» The order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of 13.11.12 No. 1025 "About the adoption of Manual on the organization of physical training in law-enforcement bodies of the Russian Federation". (in Russian).
  8. Piatisots"ka S. V. Individualization of training of young ka-ratekas at the initial stage with use of information technologies. Candidate"s thesis. Kh, 2010, 21 p. (in Russian).
  9. Smirnov V. M., Dubrovskii V. I. Fiziologiia fizicheskogo vospi-taniia i sporta . Moscow, Vla-dos-press, 2002, 608 p. (in Russian).
  10. Uskov S. V., Luk"ianova V. V, Razvitie operativnogo myshle-niia na zaniatiiakh po ruko-pashnoi podgotovke u kursantov obrazovatel"nykh organizatsii sistemy MVD Rossii Sover-shenstvovanie fizicheskoi, ognevoi i taktiko-spetsial"noi podgotovki sotrudnikov pravookhranitel"nykh organov. Fizicheskaiapodgotovka i sport: sbornikstatei. - Orel: Orlul MVD Rossii imeni , 2015. pp. 175178. (in Russian).
  11. Uskov S. V. Formation of professional abilities of cadets in the course of special technical and tactical preparation in HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS of the Ministry of Internal Affairs of Ukraine VNZ MVS. Ukraini Candidate"s thesis. K, 2010, 211 p. (in Russian).
  12. Kholodov Zh. K., Kuznetsov V. S. Teoriia imetodika fizicheskogo vospitaniia i sporta . Moscow, Akademiia, 2008, 480 p.
  13. Tserkovna O. V. Professional and applied physical training of students of higher educational institutions on the basis of factorial structure of their motive and psychophysi-ological readiness. Candidate"s thesis. Kh., 2007, 21 p. (in Russian).

Литература 1. Волков Л. В. , Гассан Аль Табаа, Фауаз Аль Табаа Организация физической подготовки юного спортсмена: уч. пособие. – К. : УГУФВС-ПХГПИ. – 86 с. 2. Грибан Г. П. Волевая подготовка бегунов на средние и длинные дистанции. – К. : Здоровье, 1993. – 214 с. 3. Джинджарадзе Н. Г. Інформаційна культура. – К. : Українські пропілеї, 1999. – 148 с. 4. Жордочко Р. В. , Пол іщук В. Д. Легка атлетика: Навч. посібник. – К. : Вища школа, 1994. – 159 с. 5. Козлов Н. И. Истинная правда или учебник для психолога по жизни. – М. : Аст-пресс, 1999. – 480 с. 6. Корнелиус Хелена, Фэйр Шошана Выиграть может каждый. – Луганск: Глобус. – 200 с. 7. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: Уч. пособие / Автор-составитель Р. Р. Кашапов. – Ижевск: Удм. й ун-т, 1996. – 448 с. 8. Матвеев А. П. , Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории: уч. Пособие. – М. : Просвещение, 1991. – 192 с. 9. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – К. : Олимпийская литература, 1997. – 584 с. 10. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. – К. : Олимпийская литература, 2004. – 807 с. 11. Полищук Д. А. Велосипедный спорт. – К. : Вища школа, 1986. – С. 103 -210. 12. Савченко В. Г. Основи психологічної підготовки спортсменів високої кваліфікації (на матеріалі боксу). Автореф. … д. пед. н. / 24. 00. 01. – К. : УДУФВС, 1997. – 48 с. 13. Уэйнберг Р. С. , Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – К. : Олимпийская литература, 1998. – 334 с.

Ведущую роль в теоретической подготовке спортсмена играет тренер Задача теоретической подготовки – – создать предпосылки для более эффективного освоения и использования спортсменом специальных знаний, что обеспечит сознательные его действия в условиях тренировочной и соревновательной деятельности. Теоретическая подготовка – этоэто процесс освоения специальных знаний, которые обеспечивают основу сознательного и активного отношения спортсмена к процессу тренировки и участия в соревнованиях.

Формы теоретической подготовки: специально организованны е заняти я. на тренировочных занятиях в процессе объяснения целей и задач занятия, анализа качества выполнения отдельных заданий тренера, в процессе теоретического анализа результатов тренировки или участия в соревнованиях, самостоятельно е изучени е специальной литературы по различным вопросам теории и методики спортивной тренировки.

Программа теоретической подготовки должна включать следующие направления: 1) общие понятия о системе физического воспитания и спорта, 2) морально-этическое воспитание спортсменов в соответствии с требованиями общечеловеческой морали, требованиями современной системы спортивной подготовки. 3) задачи, средства и методы развития силы, быстроты, выносливости, координационных способностей и воспитания морально-волевых качеств; 4) задачи, средства и методы технической и тактической подготовки в избранном виде спорта; 5) планирование тренировочных занятий, малых, средних и больших циклов подготовки, а также планирование многолетней тренировки; 6) роль спортивных соревнований и особенности непосредственной подготовки к ним; 7) ведение дневника тренировок, учет параметров тренировочной нагрузки и методика их анализа, 8) основ ы врачебного контроля и самоконтроля, 9) правила соревнований, 10) тематика, освещающая особенности режима дня, зарядки, роль водных процедур и закаливания, массажа, самомассажа, подготовки инвентаря к соревнованиям; 11) Знания из смежных наук: анатомия, физиология, психология и др.

Средства теоретической подготовки 1. Рассказ; 2. Лекция; 3. Дискуссия; 4. Беседа; 5. Изучение и анализ документов, специальной литературы; 6. Показ; 7. Рефераты; 8. Научно-исследовательская работа; 9. Практическая деятельность.

Факторы, способствующие повышению эффективности теоретической подготовки — доступность информации; — интересная форма предоставления информации; — наглядность изложения, использование иллюстраций; — разноплановость информации; — связь полученной информации с практической деятельностью; — осознанность процесса освоения знаний; — мотивация человека.

Контроль теоретической подготовленности 1. опрос 2. анкетирование 3. тестирование 4. выполнение практических и теоретических заданий

Теоретическая подготовка в вопросах освоения новой техники — создание представления о рациональной технике движения и проверка созданного представления; — формирование двигательного умения; — совершенствование выполнения упражнения; — стабилизация двигательного навыка; — формирование вариативного навыка.

Интегральная подготовка заключается в соединении, объединении в единое целое различных сторон подготовленности, что позволяет с максимальной эффективностью реализовать двигательный, функциональный, психологический потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности Наиболее рациональной формой интегральной подготовки являются соревнования!