Все о тюнинге авто

Кто придумал коньки? История изобретения коньков. Коньки: история их появления и происхождение слова «конек Где и когда появились коньки

На коньках по замерзшим рекам рассекали, по-видимому, еще киммерийцы. И было это порядка 3200 лет назад в Северном Причерноморье. В 1967 году археологи нашли на берегу реки Южный Буг, что неподалеку от Одессы, самые древние на сегодняшний день коньки - они были сделаны из костей домашних животных и крепились к ногам при помощи кожаных жгутов. А катались на них как на лыжах - отталкивались при помощи деревянных палок. Но можно ли приписывать изобретение коньков доскифским племенам, сказать сложно, потому что подобные приспособления были и у других народов.

К примеру, у древних китайцев, которые, правда, вместо костей использовали свой любимый бамбук. А по мнению итальянских исследователей Федерико Ферменти и Альберто Минетти, рассчитавших энергетические затраты на передвижение по глубокому снегу и льду, костяные коньки были в ходу и у жителей современной Финляндии еще 3000 лет назад. По мнению тех же ученых, пользовались спросом они и у древних жителей нынешней Германии. Костяные «лезвия» находят на раскопках древнего Новгорода, Старой Руссы и Старой Ладоги. Это означает, что славяне тоже охотно использовали быстроходные «кости», а вот жители Сибири крепили к ногам моржовые бивни. В первую очередь, вероятно, это делалось не из любви к потехе, а для увеличения скорости передвижения в зимнее время.

Но особым почетом коньки пользовались в Голландии и Англии. Правда, было это уже в Средние века - именно с тех времен сохранилось множество находок и письменных свидетельств использования коньков. В XII веке автор «Хроники знатного города Лондона» монах Стефаниус писал: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда. Одни, шагая как можно шире, просто быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица или копье, пущенное из баллисты…» Ценой за такие развлечения были сломанные ноги, руки и ребра.

В XIII веке в Голландии и Исландии догадались, наконец, делать лезвия коньков не из плохо скользящих и слабо управляемых костей животных, а из деревянных брусков, к которым крепили ножи - заточенные металлические (железные или бронзовые, стали в те времена, конечно, не было) полоски. По старинке они крепились к обуви кожаными ремнями, а вот палки можно было выбросить, ведь для того, чтобы придать себе ускорение, отныне достаточно было лишь оттолкнуться ногой. Поэтому коньки все больше используют не только для передвижения, но и «как роскошь» - для зимней забавы. Особенно повезло странам, которые имели множество каналов и рек, замерзавших в стужу.

Об этом наглядно свидетельствуют работы голландского художника Хендерика Аверкампа, написанные в начале 1600-х годов и изображающие веселых жителей Нижних Земель, лихо скользящих по льду, а некоторых - с подобием хоккейных клюшек в руках. Именно такой увидел Голландию Петр I во время своей знаменитой поездки по Европе в конце все тех же 1600-х. И, помимо прочих новшеств, привез с собой в Россию европейские коньки, приказав наладить их производство в Туле. Считается даже, что именно великий реформатор первым додумался приколачивать коньки сразу к обуви, а не привязывать шнурами. В исторических хрониках рассказывается о том, как Петр привинтил лезвия к своим сапогам и бодро заскользил «в сторону верфи, где проходил стажировку». Кстати, в те времена на длинных загнутых носках коньков мастера часто вырезали фигуры коней. Катание от этого удобнее не становилось, но красиво же! От этих коней и произошло слово «коньки».

После смерти «русского Гамлета» увлечение коньками на Руси, понятное дело, сошло на нет. Но уже через сто лет Пушкин писал «как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих ровных рек». Впрочем, как можно догадаться, «ровные стоячие реки» были отнюдь не ровными и причиняли конькобежцам массу неудобств. И в 1842 году некий лондонец по имени Генри Кирк залил первый каток - поверхность его была гладкой и риск провалиться под воду был минимален. А в январе 1889 года в Амстердаме прошел первый в истории чемпионат мира по конькобежному спорту. Особенно приятно, что выиграл в нем вовсе не голландец с потомственной страстью к катанию, а российский конькобежец по имени Александр Паншин. Кстати, именно ему приписывают изобретение беговых коньков, в которых убран мешающий развивать скорость передний завиток и удлинено лезвие (тоже для увеличения скорости). А в 1892 году некий норвежец Х. Гаген еще больше усовершенствовал беговой конек, впаяв лезвие в трубку.

И тут понеслось. В 1908 году фигурное катание (появившееся официально в 1871-м) стало первым зимним видом спорта, вошедшим в программу Олимпийских игр. Тогда же шведский фигурист и первый в мире чемпион по фигурному катанию на Играх в Лондоне Ульрих Сальхов предложил делать на передней части лезвия зазубрины - для лучшего торможения. В 1914-м американский производитель клинков Джон Штраус изобрел первый в мире закрытый стальной носок для конькобежных ботинок, чтобы усилить жесткость и обезопасить ногу. На протяжении всего прошлого века коньки меняли форму лезвия, то укорачивая его, то удлиняя. К примеру, в конце 1950-х хоккеисты называли свои коньки «спотыкачками», потому что гонять шайбу на них было не очень удобно - они больше напоминали фигурные из-за почти прямого угла лезвия. Зато в 1990-х появился принципиально новый вид коньков - удобный для быстрого бега. Их прозвали «шлепанцы» - из-за «отрывающейся» пятки. А в 1994-м на Олимпийских играх в Лиллехаммере мир увидел «утюги» - коньки на сплошном лезвии, которые докатили экс-чемпиона мира по бегу на коньках голландца Ринтье Ритсма до бронзовой медали (чем он остался недоволен, поэтому уже в следующей дистанции надел свои старые коньки - с отверстиями в лезвиях).

Подвидов современных коньков очень много, а вот видов всего шесть: прогулочные, прогулочные для туризма (отличаются от первых более длинным и к тому же сменным лезвием; легко заменяются на лыжи), коньки для шорт-трека, конькобежные, хоккейные и коньки для фигурного катания.

https://www.moya-planeta.ru/travel/view/istoriya_veshhej_konki_43716/
Это копия статьи, находящейся по адресу

Коньки! Для России, как, впрочем, и для всей Европы, это слово имеет особое, почти сакральное значение. На коньках с одинаковым удовольствием катаются богатые и бедные, молодые и старые, юноши и девушки, а уж о том, что «трус не играет в хоккей», известно каждому российскому школьнику. Но, несмотря на бешеную популярность коньков в нашей стране, практически никто не знает историю их появления.

КОСТЯНЫЕ ГОРБУНКИ

Если верить археологам, то коньки являются чуть ли не ровесниками каменного топора! Действительно, археологические раскопки подтверждают, что полозья древних коньков были сделаны из костей животных в незапамятные времена. При этом количество и ареал обнаружения находок позволяют говорить о повальном увлечении древнего населения Евразии катанием на коньках! Костяные коньки находили в Нидерландах, Дании, Баварии, Швейцарии, Англии, Норвегии, Швеции и России. Интересно, что порой по конструкции коньков можно сказать, в какой местности их нашли. Так, в Сибири особой популярностью пользовались коньки из клыков моржа, в Китае - из стеблей бамбука, а в Казахстане и вовсе из костей лошади. Одна из самых внушительных коллекций древних коньков сегодня экспонируется в Британском музее. Здесь, например, можно увидеть коньки, на которых катались более 2 000 лет назад!

А древнейшие из всех обнаруженных археологами коньков были найдены неподалеку от... Одессы. По свидетельству историков, эти костяные коньки принадлежали киммерийцам, населявшим Северное Причерноморье 3 200 лет назад. Правда, ученые относят первое использование коньков к периоду бронзового и даже каменного века. И самое поразительное, что уже тогда коньки имели практически такое же строение, что и сегодня.

Древние люди брали кость животного, стачивали ее с одной стороны, а с другой делали отверстие для крепления обуви. Правда, праконьки являлись чем-то средним между короткими лыжами и собственно коньками. Их лезвие было длиннее современного, но короче, чем лыжа, и при езде отталкиваться ото льда приходилось все же палками.

РУССКИЕ - САМЫЕ ДРЕВНИЕ

Сегодня доказано, что коньки на севере России появились намного раньше, чем в Скандинавии. Раскопки городищ Старой Ладоги, Пскова и Великого Новгорода красноречиво свидетельствуют о наличии у местного населения коньков более 3 ООО лет тому назад. Но, как это часто бывает, русское изобретение официально пришло в Россию с Запада.

Первое литературное упоминание о коньках принадлежит кентерберийскому монаху. В 1174 году в «Хрониках знатного города Лондона» он писал:

«Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда заниматься спортом на льду. Одни, шагая как можно шире, быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты...»

Костяные лезвия, прикрепленные к деревянным ботинкам, долго использовали наравне с железными полозьями. Кое-где костяные коньки можно было встретить вплоть до конца XIX века! Особенно упорными в этом вопросе оказались Норвегия и Исландия.

Хоть на севере России коньки использовали испокон веков, первым официальным конькобежцем нашей страны стал Петр I. Вернувшись из Голландии, он повелел устраивать торжественные катания и даже придумал коньки, где бы лезвие не отделялось от ботинка, как это было прежде. С тех пор многократно менялась форма лезвия и материал ботинка, но суть коньков осталась прежней.

Во второй половине XIX века конькобежный спорт неожиданно стал одним из самых популярных в мире, особенно в Канаде, Норвегии, Швеции и России - странах, где зима длится чуть ли не полгода. На коньки встали буквально все слои населения, от аристократов до городской бедноты. В нашей стране первый конькобежный клуб был открыт в Петербурге в 1864 году. Сами коньки с цельнометаллическими изогнутыми лезвиями изготовлялись в оружейной столице России - Туле.

Первая в России организация конькобежцев называлась необычно и весело - «Общество ржавого конька». Впрочем, юмор заключался лишь в названии. Попасть на каток мог только член общества, являвшийся потомственным аристократом, предоставившим серьезные рекомендации от членов «Ржавого конька». Газеты тех лет даже писали: «Лучшие семьи высокопоставленных лиц смело отпускали своих детей на каток Общества».

УЧЕБНИК В СТИХАХ

Конечно, настолько древний и популярный вид спорта не обошелся без свода правил. Первая подобная книга увидела свет в Англии в 1772 году. Сегодня она бесценна - сохранилось всего три ее экземпляра. Помимо правил поведения на катке, в фолианте есть практические рекомендации начинающим конькобежцам и фигуристам. Следующий учебник катания на коньках вышел в Германии и прославился лишь тем, что был написан в стихах. А в 1823 году лейтенант английской артиллерии Роберт Джонс написал книгу о коньках, название которой состояло из 24 слов: «Искусство катания, основанное на определенных принципах, извлеченных из многолетнего опыта, при помощи которых эти благородные, полезные для здоровья и приятные упражнения доведены до искусства».

КЛАССИКИ НА ЛЬДУ

Много упоминаний о катании на коньках можно встретить у классиков русской литературы - Пушкина, Толстого, Куприна. В Европе главным певцом конькобежного спорта принято считать самого Вольфганга Гете. Великий поэт, беседуя с собратьями по перу, не раз сравнивал изящные рифмы стихотворений с пируэтами фигурного катания. Вальтер Скотт, непревзойденный автор средневековых романов, был настолько очарован коньками, что стал инициатором первых конкурсов по фигурному катанию. Даже известного математика Софью Ковалевскую, профессора Королевского университета в Стокгольме, зимой ежедневно видели на катке! А появлением коротких кокетливых юбок у фигуристок дамы обязаны английской принцессе Мэри. Леди устала подбирать свое платье, катаясь на коньках, и обрезала его по колено.

МАСТЕР КУЛЬБИТОВ

Само фигурное катание появилось благодаря американцу Джексону Хейнсу. Он стал первым человеком, выигравшим чемпионат Америки в 1864 году. Но знаменит стал вовсе не своим рекордом, а тем, что первым включил в свое выступление танцевальные и балетные движения. Позднее на выступлениях в Вене зрители стоя аплодировали Хейнсу, искренне недоумевая, как можно на льду выделывать подобные кульбиты. Сам Хейнс умер в 35 лет от туберкулеза, но в Вене была создана школа фигурного катания, продолжавшая развивать его стиль танцев на льду. На ее основе родился Международный союз конькобежцев, который существует до сих пор.

БУХГАЛТЕР И КОНЬКИ

Среди отечественных конькобежцев прошлых столетий стоит выделить Николая Александровича Панина-Коломенкина. Дело в том, что профессура университетов в начале XX века почему-то не жаловала спорт вообще и коньки в частности. В связи с этим студент-экономист Коломенкин посещал каток и соревнования под псевдонимом Панин. Когда юноша повзрослел, его взяли на работу инспектором Царскосельского уезда, но, чтобы не испортить отношения с начальством, тот продолжал кататься на коньках под псевдонимом. Больше всего Николая Коломенкина забавляло, когда его патроны обсуждали статьи в газетах о выдающихся успехах пятикратного чемпиона России по фигурному катанию Николая Панина, даже не подозревая, кто им является на самом деле. Инкогнито было раскрыто после того, как Николай выиграл Олимпийские игры 1908 года. В результате Николай был вынужден оставить спорт ради карьеры финансиста.

В конце XVII века приехал в Голландию русский плотник Петр Михайлов. Он старался ничем не отличаться от других мастеров. Жизнь вел самую обычную - изучал корабельное дело, ходил закупать припасы на обед, а в отсутствие хозяйки сам готовил еду. В свободное время с удовольствием бегал на коньках по льду. В то время коньки каждый раз привязывали ремнями к сапогам. Это скучное занятие быстро надоедало плотнику, и он просто наглухо прибил коньки к подошвам.

Вскоре вокруг плотника стали собираться любопытные, но отнюдь не из-за его выдумки - на коньки мало кто обращал внимание.

Голландцы, бывавшие в России по торговым делам, «опознали» в плотнике русского царя Петра I и рассказали об этом. Вот какую запись оставил в своем дневнике любознательный голландец Яков Номен - персонаж романа А. Н. Толстого «Петр Первый»: «Царю не более недели удалось прожить инкогнито; некоторые, бывшие в Московии, узнали его лицо. Молва об этом скоро распространилась по всему нашему отечеству. На амстердамской бирже люди ставили большие деньги и бились об заклад, действительно ли это великий царь или только один из его послов».

Прошло более 150 лет, и в Петербург приехал американец Джексон Гейне, который считается отцом современного фигурного катания. Он придумал новое лезвие конька и крепко присоединил его к ботинку. Но когда стал рекламировать свое изобретение, то с огорчением узнал, что оно совсем не ново и настоящим изобретателем следует все-таки считать Петра I.

Старинные японские и европейские коньки.

Каков же возраст коньков? Никто, к сожалению, не даст ответа на этот вопрос. Можно только предположить, что прежде всего они появились там, где было много гладкого льда, в то время как лыжи - в тех местах, где выпадало много снега. Известно одно: уже несколько тысяч лет назад наши предки увлекались катанием на коньках, сделанных из ребер или трубчатых костей крупных животных. Обычно кость распиливали вдоль, шлифовали ее и сверлили несколько отверстий, чтобы привязывать ее к обуви. Это подтверждают раскопки археологов. В Британском музее хранятся коньки, на которых катались несколько тысяч лет назад. Долгое время они считались самыми древними, и родиной коньков слыли Англия и Скандинавские страны. Но недавно в Казахстане были найдены, пожалуй, самые древние коньки на Земле. Относятся они к бронзовому веку. Это тщательно отполированные кости какого-то животного. В носке и конце конька - дырочки для крепления.

Каток XVIII в.

Шло время, менялись форма коньков, способ крепления, материал, из которого их делали. В XVII-XVIII веках коньки изготавливали из дерева, а снизу и спереди обивали железом.

А почему, собственно говоря, «коньки»? Откуда такое название? «Коньки» - слово чисто русское. Оно образовалось от слова «конь» - переднюю часть коньков часто украшали головой коня. Вот и получилось название предмета по его украшению - несущие нас вперед маленькие кони. Кстати, слово «конек» имеет и другое значение. Конек или князек, конь, князь - верхнее ребро, гребень крыши. В русских постройках конек сверху для большей прочности покрывали толстым выдолбленным бревном. Оно называлось «охлупень», а выходящий на фасад его конец вырезался в виде коня или боевой птицы.

В наши дни коньки с легкой руки Петра I наглухо прикрепляют к обуви. Фигурные - с помощью винтов, а хоккейные и беговые - с помощью заклепок.

Разновидностей коньков достаточно много. Для тех, кто только приобщается к этому виду спорта, подойдут «снегурочки» - они устойчивы. Если же вы любите скорость, нужны коньки легкие, с длинным тонким лезвием - беговые. Хоккеисты пользуются двумя типами коньков: для русского хоккея и хоккея с шайбой. У первых лезвия немного короче, чем у беговых, а у вторых - слегка изогнуты. Это не случайно: во время напряженной, скоростной игры на этих коньках легче маневрировать на льду. Особые коньки у фигуристов - спереди зубчики, а лезвие заточено желобком.

Но какими бы удобными ни были коньки, они могут «подвести», если лед окажется плохим. Мастеров по приготовлению льда на больших катках называют ледоварами. Приготовить хороший лед - и наука, и искусство. Вот как, например, заливают беговую дорожку. Делают это, как правило, ночью, когда мороз покрепче.

Заливочная машина проходит первый круг, затем делает остановку, чтобы образовалась ледяная корочка. Потом снова в путь, а он не близкий. Чтобы получить 20-сантиметровый слой льда, машине нужно проехать по кругу 800 раз - 320 километров!

Для хоккейного поля лед готовят иначе: сначала поле засыпают снегом, а затем укатывают. И только после этого льют воду. Кроме всего прочего, лед «гранят» - строгают, шлифуют, заливают горячей и холодной водой. Все зависит от мастерства и опыта ледоваров. Ведь надо учесть и состояние льда, и температуру воздуха, и наличие осадков, и многое другое.

Работу ледоваров значительно облегчило появление холодильной техники. Первый каток из искусственного льда был сооружен в 1876 году заводом холодильных машин «Челси» в США. К концу века ледовыми аренами обзавелись Париж, Лондон и другие города мира.

Но есть коньки, на которых можно кататься, не думая о состоянии льда. Потому что он не нужен вообще. Зато нужны особые коньки - роликовые. Они, кстати, не так молоды, как кажется. Им более 200 лет. История их демонстрации публике и смешная, и грустная. Изобрел роликовые коньки мастер музыкальных инструментов. Он жил в Лондоне. Чтобы привлечь внимание к своей выдумке, он как-то въехал на них на пышный бал-маскарад, играя на скрипке, однако вовремя затормозить не смог. В результате... скрипка сломана, разбито огромное зеркало, а сам выдумщик серьезно порезался.

Странные бывают порой повороты в истории изобретений. Казалось бы, после такой «премьеры» репутация роликовых коньков навсегда подорвана. Но недлинная дощечка с колесиками, которая крепится к обуви ремешком, начала завоевывать мир. С середины прошлого века в Европе и Америке строят залы и мощеные площадки для катания на роликах. Не отстает от Европы и Россия. Однако поначалу «роликобежцы» появляются только на ярмарочных аренах да выступают в эстрадных ревю. Но вот на новые коньки встали спортсмены, потом балетные артисты. Ну как от них могли отстать вездесущие мальчишки, тем более если они «при деле»?

Роликовые коньки XIX в.

На роликовых коньках носились по улицам американских городов мальчишки-газетчики, новшество быстро освоили и письмоносцы, и курьеры - люди нередко почтенного возраста. Во многих странах большую часть рабочего дня на роликах стали проводить служащие аэропортов, ткачихи при обслуживании станков, рабочие крупных сборочных цехов, экскурсоводы в музеях. Если вам удастся посетить Лувр - такие коньки могут предложить и вам.

Современные роликовые коньки.

Очень скоро оказалось, что катание на коньках-роликах не только приятно, но и полезно. Оно способствует развитию координации, совершенствует вестибулярный аппарат. Пользоваться роликами может практически каждый, и возраст здесь абсолютно ни при чем. Чтобы кататься на них, сохраняя равновесие, не надо никакой специальной подготовки.

Но ролики не так безобидны, как кажется на первый взгляд. Например, в 1978 году - году роликового бума в Америке - в больницах оказались 93 тысячи юношей и девушек с переломами рук и ног. И это благодаря простым пока роликам, на которых не использовались специальные средства для увеличения скорости. А таких средств немало. Вот только некоторые из них.

1906 год. Франция. В одном из парижских парков испытаны моторизованные роликовые коньки. Каждый конек имел свой миниатюрный одноцилиндровый бензиновый двигатель с бензобаком и аккумулятором.

1915 год. США. Изобретены колесные коньки, которые движутся при помощи небольшого электрического мотора, а аккумулятор прикрепляется к широкому поясу.

1980 год. ФРГ. Усовершенствованы моторизованные коньки, их мотор стал более миниатюрным, управление осуществляется с помощью специального привода.

1983 год. Франция. По асфальту на роликовых коньках катит юноша. В руках у него вентилятор. Сила тяги такова, что увлекает вперед человека.

Сравнительно недавно в Америке роликовые коньки превратились в «доску на колесах». Катание на ней требует большой смелости и ловкости. Может быть, поэтому она так быстро завоевала популярность у молодежи во всем мире? По новому виду спорта уже проводятся соревнования, на тротуарах и асфальтированных площадках часто можно видеть ребят, ловко балансирующих на стремительно мчащихся досках на колесиках - скейтах...

Знаешь ли ты?

  • Другое название - цедрат (Citrus medica). Растение рода Citrus семейства рутовых. Родина - Индия и Южный Китай
  • Лимон - вечнозеленое плодовое дерево семейства рутовых, в дикорастущем виде лимон сейчас не встречается. Небольшое вечнозеленое дерево с пирамидальной
  • Испокон веков люди ценили красоту, грацию, изящность. В нашем современном, прогрессивном мире невозможно представить человека, который не знал бы, что такое фигурное катание. Кто-то называет это спортом, кто-то « искусством, но возможным катание на льду стало благодаря появлению «коньков» в мире, а у нас на родине тому, кто завез коньки в Россию.

    Человек всегда умел приспосабливаться, адаптироваться к условиям жизни, среде обитания. Неудивительно, что многие ученые считают невозможным определить точный год и место, где впервые придумали и применили обувь для катания на льду. Также трудно сказать, кто придумал коньки. В античном мире условия климата были суровыми, людям часто приходилось селиться там, где было холодно. Чтоб выжить, они занимались охотой, рыбалкой, добычей провизии. Вероятно, тогда кто-то находчивый и выдал идею, что по льду лучше скользить, а не брести.

    Предметы, установленные как первые прототипы коньков, археологи находят по всему миру. Это Нидерланды, Китай, Англия, Швейцария, Бавария, Казахстан, Сибирь, страны Скандинавии. Людям в древности было очень трудно преодолеть такие огромные расстояния, следовательно, придумать обувь для ходьбы по льду могли люди в разное время.

    Некоторые ученые умы утверждают, что первые коньки были изготовлены из костей животных. Это можно считать истиной только отчасти. Не все имели возможность использовать как заготовку такой материал. Кто-то вырезал коньки из дерева, преимущественно из елки, некоторые брали за основу бамбук, даже бивни моржей шли в дело. В основании заготовки делались отверстия, в которые продевался кожаный шнурок. Им приспособление крепилось к ноге.

    Интересно знать! Самое раннее исторически задокументированное упоминание о предметах зимней ледовой обуви в литературе можно обнаружить в «Англо-нидерландском словаре» 1648 г.

    На данный момент самые древние коньки представляют собой костяные приспособления, найденные в 1967 году в окрестностях северной части Черноморского побережья. По оценкам ученых, им около 3200 лет. Предполагается, что их делали племена киммерийцев, чтобы удобно скользить по замерзшим рекам. Форма кости не позволяла развить большую скорость и маневренность. Приходилось дополнительно использовать палки. Однако уже тогда это был значительный прогресс в жизнедеятельности человека. До этого искатели старины находили древнюю обувь, которой, по приблизительным оценкам, более 2000 лет. Антиквариат, содержащийся в одном из британских музеев, был найден 1839 году.

    Установлено, что с ХIII до середины ХVIII столетий ледяная обувь использовалась только как средство быстрого перемещения по замерзшим рекам, озерам, каналам. Кроме дерева и кости, из которых были сделаны первые коньки, в изделиях стали использовать полоски бронзы и железа для улучшения конструкции.

    Изобретатели коньков

    Невозможно точно определить, кому принадлежит гениальная идея изготовлять ледяную обувь. Но известны имена людей, трудившихся над их усовершенствованием. Это были не только ученые и конструкторы, но и те, кто просто любил скользить по льду.

    Интересно! Переднюю часть коньков часто украшали фигурой в форме головы коня. Из-за этого приспособление и получило свое ласковое название — «Коньки».

    Инновации в создании ледяной обуви начались в Европе начала ХIV века, когда мастера стали вставлять в деревянные коньки железные пластины, а позднее их заменили на стальные трубки. Прошло совсем немного времени, и в Голландии стали появляться первые полностью металлические устройства. Древние конькииз сплава были короткими, тяжелыми, с изогнутым носком.

    Из-за непрактичной конструкции было неудобно крепить обувь к ноге. Подошва неплотно прилегала к боковине, ремешки соскальзывали. Тут на выручку пришел гений Русского Царя Перта I. Есть мнение, что, находясь в Голландии по государственным делам и увлекшись катанием на льду, правитель подумал, что хорошо бы соединить лезвие с обувью в единое целое.

    Хотя катанием на льду люди увлекались издавна, большую популярность оно приобрело ближе к середине XIX столетия. Популярность этого увлечения привела к возникновению разных дисциплин в спорте, связанных с коньками и лыжами. Это дало толчок к быстрому развитию конструкции спортивной обуви, новые модели стали изготавливать и выпускать известные фирмы.

    Впервые придумали старинные коньки трубчатого вида норвежские скороходы. Лезвия прикручивались к обуви четырьмя и шестью шурупами. Экспериментами с формой беговых коньков занимался русский конькобежец А. Паншин. В 1887 году он добился немалых успехов, начав создавать удлиненные модели с тонким лезвием, загнутым на конце. Долгие десятилетия первоначальное строение оставалось практичным и не менялось.

    Интересно! Чтобы создать новую модель коньков, необязательно быть инженером. Любой мальчик мог сточить лезвие конька спереди и сзади, получив так называемые «канадки», пригодные как для красивого скольжения, так и для скоростной гонки.

    В настоящее время спортсмены пользуются моделью конька из стальной трубки со вставленным в нее полозом. Разработкой занимался норвежец Х. Гаген. Успеха он добился в 1892 году, внеся свое имя в историю зимнего спорта. 1996 год представил миру новые варианты ледяной обуви. Это происходило на соревнованиях разного уровня, когда голландские и бельгийские спортсмены удачно стартовали в сезоне. Разработкой занимались фирмы «Викинг» и «Рапс», и новая модель получила название «Слепскейт».

    Катание на коньках стало настолько популярным, что появился совершенно новый вид обуви — пластиковый, роликовый конек. Изобретать что-то совершенно новое не пришлось. Его принцип состоял в замене металлического лезвия на колеса. Это позволило кататься не только по льду. Особенно популярно это развлечение среди детей и подростков.

    Конек Гейнса

    Доктор Гейнс — человек, придумавший и воплотивший идею коньков «снегурок». В 60-х годах XIX века он решает сделать «снегурки», которые имели широкое лезвие, загнутый кверху носок без зубцов. Их отсутствие позволяет скользить даже по твердому, укатанному снегу. Такое оборудование подходит для обучения новичков, с ним они учатся кататься, пользуясь ребрами конька. Дальнейшие изменения в модели были не принципиальны, но привносили некие новшества. Так, шведский фигурист У. Сальков придумал добавить зубцы на носок. Новшество позволило выполнять более сложные фигуры, прыжки, остановки, пируэты на носке, циркули, переступания, толчки. Укрепить прочность модели помог Н. Панин. Он добавил стойку, теперь их стало три.

    Больше значительных изменений в «снегурках» не было. Менялась длина и толщина лезвия, в зависимости от применения. Например, для танцев на льду предусмотрена самая маленькая длина, чтобы партнеры не поранили друг друга. Лезвия их коньков имеют толщину в 2-3 мм, для сравнения, предшественники имели толщину 5-6 мм. Высота составляет 40-50 мм. Полоз закруглен, чтобы при наклоне тела выполнялось скольжение по дуге.

    Кто завез коньки в Россию

    Моду на ледяное катание на Руси привез Петр I. Ему очень нравилось такое развлечение. Царь даже приказал начать производить коньки в Туле, когда вернулся домой. Но после его смерти популярность коньков снизилась. Считается, что самый первый конькобежный клуб в России основал в 1864 году А. Паншин. Скороход и фигурист открыл его в Петербурге.

    Интересно! Более 300 лет назад в Москве гостил английский дипломат Карлейль. Позже он написал: «Любимое зимнее развлечение москвичей- катание на коньках».

    В феврале 1890 года отпраздновал 25-летие петербургский Юсуповский каток. По этому поводу решили устроить грандиозные ледовые состязания. Для участия специально пригласили спортсменов из Америки, Европы. Масштабность мероприятия, звездный состав участников дают право назвать эти соревнования первым неофициальным чемпионатом мира. Успех данного конкурса ускорил проведение соревнований мирового уровня. Также это событие послужило толчком для создания через 2 года Международного Союза конькобежцев.

    Самое раннее упоминание слова «конек» можно найти в «Англо-нидерландском словаре» ГЕМАХА (1648 г). В международный спорт слово «коньки» пришло из русского языка коньки, коньки-бегунки, коньки-горбунки. Передняя часть деревянных коньков была украшена конской головой — отсюда и ласковое название, уменьшительное от слова «конь»: коньки.

    Первые приспособления для передвижения по льду, о которых мы знаем по археологическим раскопкам и из литературы, были сделаны из костей животных. Такие кости-коньки были найдены в Нидерландах, Дании, Баварии, Богемии, Швейцарии, Англии, Норвегии, Швеции и в Советском Союзе. Коньки - одно из древнейших изобретений человечества. Вырезанные из дерева либо выточенные из костей животных и прикрепленные к ботинку, коньки позволяли быстро передвигаться по земле, покрытой льдами.

    В Сибири катались на моржовых клыках, в Китае - на стволах бамбука. А найденные археологами в Казахстане у Борового озера коньки были сделаны из голенной кости лошади.В Лондонском музее хранится подобный конек - длинная отточенная кость с прорезью для шнурка. Этот конек найден именно в Мурфильде в 1839 году. В британском музее выставлены костяные коньки, на которых катались почти две тысячи лет назад. Коньки эти найдены в прошлом веке. А совсем недавно в 1967 году на берегу Южного Буга и сухого лимана неподалеку от Одессы археологи обнаружили самые древние коньки из всех когда-либо найденных, эти коньки принадлежали киммерийцам — кочевому племени, жившему 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Кимерийцы бегали на коньках уже в период бронзового века. Эти приспособления делались из костей домашних животных. Кость стачивалась с одной стороны, а на концах ее делали специальные отверстия для крепления к обуви


    Первые коньки фактически были прототипом лыж, не имели заостренных ребер. Отталкивание приходилось производить при помощи палок. Но все-таки передвижение по поверхности, покрытой льдом, происходило намного быстрее и увереннее. Подобные костяные коньки существовали в глубокой древности, и некоторые из них археологи относят к каменному веку. По возрасту они превосходят «инвентарь» древних голландцев и датчан в Скандинавии, коньки появились только в эпоху викингов. В России костяные коньки появились почти 3 тысячи лет назад. При раскопках в поселениях и городах древней Руси - Старой Ладоге, Новгороде, Пскове - были найдены коньки из костей передних ног лошадей. Эти коньки имели три отверстия - два для крепления конька к носку обуви и одно для удержания конька у пятки. В Нидерландах первоначально роль конька наравне с костями животных выполнял деревянный башмак. Затем к таким башмакам стали приделывать металлические полозья.

    В Англии времен Шекспира (до начала XVI века) еще катались на костяных коньках, не говоря уж о Норвегии и Исландии, где они были в почете до конца XIX века. Но уже с XIV века научились делать деревянные коньки с металлической полосой на скользящей поверхности.
    С XIII и до середины XVIII века коньки служили человеку средством передвижения по замерзшим рекам, озерам и каналам в северных странах, конек изготовляли из деревянной основы, к которой вначале прикреплялся полоз из бронзы или железа, а в последующем - из стали. Первым приклепал коньки к обуви русский император ПЕТР I, который, строя в Голландии корабли, увлекся коньками. Он сразу понял, что коньки и обувь должны составлять единое целое. За последние четыре столетия деревянная основа конька, а также полоз изменялись в основном лишь по своей длине и форме.

    Вторая половина XIX столетия характеризуется бурным развитием конькобежного спорта во всем мире. В Америке, Канаде, Норвегии, Швеции, России и других странах начинают появляться коньки новых конструкций.

    Так, в Филадельфии (Америка) около 1850 г. были изготовлены цельнометаллические коньки из стали. Они прикреплялись к ноге с помощью ремней. Затем во второй половине XIX века овальную пластинку на пяточной части конька заменили дополнительными крепежными скобами. И все-таки до 90-х годов XIX столетия большой популярностью продолжали пользоваться деревянные коньки с металлическим полозом голландского и английского производства. Следующим заметным усовершенствованием было изобретение конька Halifax, который по

    простоте конструкции превосходил все другие типы коньков, используемые ранее. Этот конек завоевал большую популярность среди конькобежцев во многих странах мира.

    Катание на коньках стало любимым зимним развлечением, в связи с этим повсеместно начали открываться конькобежные клубы. В России первый такой клуб был открыт в Петербурге в 1864 году всемирно-известным конькобежцем, первым неофициальным чемпионом мира, русским скороходом и фигуристом А. Паншиным. Одновременно с широким распространением катания и бега на коньках шло и их усовершенствование.
    До 1883 года фигуристы и конькобежцы катались на цельнометаллических коротких, тяжелых коньках с изогнутым лезвием. Такие коньки, сделанные тульскими умельцами, были найдены при строительстве Московского метрополитена.

    Норвежские скороходы А. ПАУЛЬСЕН и К. ВЕРНЕР в 1880 г. сконструировали трубчатые беговые коньки. Передняя и задняя металлические платформы привинчивались к подошве ботинка соответственно шестью и четырьмя шурупами. Это явилось революцией в конькобежном спорте. Большой вклад в разработку формы коньков внес русский скороход, служащий Николаевской железной дороги Александр ПАНШИН. В 1887 г. он смастерил по собственной модели удлиненные коньки — цельнометаллические, длинные, с узким лезвием и немного загнутым носком коньки -прообраз сегодняшних беговых. На протяжении многих десятилетий модель трубчатых беговых коньков не претерпела принципиальных изменений.

    В 1892 году норвежец X. Гаген предложил еще одно новшество - беговой конек, состоящий из стальной трубки и вставленного в нее стального полоза. Эти коньки дали возможность сделать колоссальный шаг вперед в развитии скоростного бега; на таких коньках бегают до настоящего времени все скороходы мира.
    Сенсацией стало появление новой модели коньков, изготовленных голландскими фирмами «Викинг» и «Рапс». В 1996—1997 гг. отдельные голландские конькобежцы начали соревновательный сезон на коньках новой модели. Бельгиец Барт ВЕЛДКАМП — победитель Чемпионата мира 1997 г. в беге на 10000 м сказал: «Слепскейт» — будущее конькобежного спорта».

    Впервые упомянул о коньках в литературе кентерберийский монах Стефаниус, который в 1174 году создал «Хронику знатного города Лондона». Вот как описывал он зимние забавы: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда заниматься спортом на льду. Одни, шагая как можно шире, быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…» Красиво писал монах, но, как и многие журналисты, любил, видимо, присочинить: разве на коньках можно бегать со скоростью полета копья? Но простим преувеличение древнему затворнику. Будем благодарны ему за его труд.

    В британском музее выставлены костяные коньки , на которых катались почти две тысячи лет назад. Коньки эти найдены в прошлом веке.

    А в 1967 году на берегу Южного Буга и сухого лимана неподалеку от Одессы археологи обнаружили самые древние коньки из всех когда-либо найденных . Эти коньки принадлежали кимерийцам - кочевому племени, жившему 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Кимерийцы бегали на коньках уже в период бронзового века. По возрасту, они превосходят “инвентарь” древних голландцев и датчан в Скандинавии, коньки появились только в эпоху викингов.

    Коньки были известны народам северных стран ещё в XII веке. Тогда их делали из кости. Они служили средством передвижения. Еще в древние времена, для быстрого передвижения по льду и снегу человек приспособил куски дерева и кости животных. Это подтверждают найденные при раскопках на берегах Ладожского и Чудского озер первые древние коньки.

    С течением времени совершенствовались и сами коньки, и способ передвижения на них. Кости животных были заменены деревянными брусками. Вначале их поверхность полировали, затем стали прикреплять к ней металлические полоски

    В ХIII веке в Голландии и Исландии появились коньки с загнутым спереди железным полозом, вставленным в деревянную колодку. Их привязывали к обуви ремнями. А русские умельцы вырезали загнутый носок конька в виде конской головы, отсюда и название “конь-ки“.

    Начиная с XIV века и до конца XVII, коньки делались из дерева с металлическими полозьями и прикреплялись к подошве обуви веревками и ремнями. А в самом начале XVIII столетия в Нидерландах и Англии появились первые стальные коньки. Металлические коньки стали изготавливать в конце XVIII и начале XIX веков. А в начале 80-х годов XIX века норвежские конькобежцы К.Варнеп и А.Паульсен сконструировали беговые коньки.

    Стальные коньки, наглухо привинчивающиеся к обуви, изготовили на Тульском оружейном заводе по указу Петра I.
    А в 1908 году в России появился первый чемпион по фигурному катанию Николай Панин. Он также стал единственным в дореволюционной России обладателем золотой медали Олимпийских игр и пятикратным чемпионом нашей страны в этом виде спорта. С тех пор мы прочно удерживаем мировое первенство по фигурному катанию, а русская школа по праву считается сильнейшей.

    Первый конькобежный клуб открылся — это известно точно — в 1604 году в шотландском городе Эдинбурге.
    В 1763 году спортсмены туманного Альбиона провели первую международную товарищескую встречу с американскими скороходами.

    Самое первое издание правил о коньках вышло тоже в Англии в 1772 году. Оказывается, и полтораста лет назад уже существовали определенные принципы катания.
    Книга эта была новаторской. На одной из страниц упоминается о том, что впервые коньки к ботинкам приказал приклепать русский император Петр Первый, который, строя корабли в голландском лесном порту Заандаме (ныне именуемом Зандамом), увлекся в «свободное от работы время» конькобежным спортом.
    Здесь необходимо уточнение: коньки давно известны русским людям, которые очень любили эту полезную забаву.

    Более трехсот лет назад английский дипломат Карлейль, побывавший в Москве, писал: «Любимое зимнее развлечение московитян - катание на коньках». Да и в произведениях А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна не раз упоминается об этом.

    Да, коньки потеряли популярность, почти сто лет о них в России не было, как говорится, ни слуху ни духу… И лишь в двадцатые годы XIX века гениальный Пушкин (он и в пропаганде коньков первый!) спел им короткий, но до сих пор непревзойденный гимн в «Осени»:
    Как весело, обув железом острым ноги,
    Скользить по зеркалу стоячих ровных рек…

    В двадцатые и тридцатые годы XIX века коньки возрождаются в России и даже становятся модными.
    Первый каток «на суше» был залит в 1842 году в Англии жителем Лондона Генри Кирком; до того времени спортсмены пользовались льдом естественных водоемов…
    Коньки для детей, которые учатся овладевать искусством скольжения, появились в 1900 году и имели два полоза…